В школу — как на работу

Инновационная программа, инновационный проект, школьный эксперимент… Эти словосочетания давно перестали быть диковинными в современной школе. Систему образования постоянно реформируют, изменяют, внедряют технические новинки. Сегодня школьника вряд ли удивишь мультимедийной презентацией. Многие школы обзавелись интерактивными досками. Вместе с прогрессом вперёд шагают и наши дети. Они с интересом осваивают компьютерные технологии, чтобы затем наиболее эффективно применить их для совершенствования своих знаний. И как следствие этого — активное участие ребят из Ветковского района в олимпиадах, конкурсах, конференциях, спортивных соревнованиях различных уровней (от школьного до международного).

Школьники Ветковщины регулярно становятся лауреатами и победителями различных творческих конкурсов, научно-практических конференций. Но их труд долгое время оставался недостаточно оценённым и замеченным. В минувшем году по решению главы района в перечень достижений, подлежащих к поощрению, вошли победы на творческих конкурсах и конференциях. За счёт этого количество маленьких звёздочек на школьном небосклоне резко возросло. Да и сумма премий значительно увеличилась. Общий премиальный фонд в 2013 году составил 143 миллиона рублей. Новый учебный 2013-2014 год начался с позитивной волны: победители прошлогодних мероприятий получили заслуженные поздравления за достигнутые успехи и денежные премии, а остальные — стимул для самосовершенствования.

Однако все ли школьники знают, что успехи в учёбе могут принести и серьёзную материальную выгоду? Как показал опрос, проведённый в разных классах нескольких школ района, практически все ребята знают, какая учебная и творческая деятельность положительно сказывается на финансовом благосостоянии. Многие видели успех одноклассников, немало говорят об этом и сами учителя, предлагая детям принять участие в различных мероприятиях. Правда, нашлись и такие, кто думает, что наградить денежной премией могут за хорошие ответы у доски, уборку пришкольной территории или усердную учёбу. Как бы то ни было, но дети со школьной скамьи уже знают — чтобы заработать, необходимо очень хорошо потрудиться. Уже сейчас 60,7% опрошенных принимали активное участие в олимпиадах, конкурсах, спортивных соревнованиях. В основном на школьном или районном уровне. Но есть ребята, которые были удостоены наград за успешные выступления на более высоких уровнях.

Практически все дети видят цель и стремятся к ней. И пусть пока далеко не все попробовали себя на творческой, научной или спортивной стезе, но желание подняться на олимп есть у всех. Или практически у всех. К великому сожалению, в наших школах есть ребята, которые не заинтересованы в саморазвитии. Быть может, их потенциал ещё не раскрыт или… Или ребёнок настолько закрыт в себе, что его душа не чувствует красок познания.

Учителя же в свою очередь стараются изо всех сил работать с одарёнными детьми на дополнительных занятиях. Ведь одного желания мало. Любая победа — это напряжённый и длительный труд, который при успешном стечении обстоятельств оценивается. Не всегда этот труд приносит желаемый результат. Очень часто работу детей не замечают. А значит, не замечают и труд учителя. Поэтому зачастую небольшие успехи на районном уровне скромно отмечаются из школьного бюджета.

В современном мире приоритет отдаётся рыночной экономике, когда любая работа должна оплачиваться (подразумевается оплата как физического, так и интеллектуального труда). В век развития технологий интеллектуальный труд ценится очень высоко. Быть может, за партами наших школ сидят будущие великие учёные и мыслители, которые смогут ответить на неразрешимые пока вопросы. А материальное стимулирование их настоящей деятельности поспособствует развитию большего усердия в их деле.

А если взглянуть на эту ситуацию с иной стороны? Человек, выбирая профессию учителя, понимает, что его основная функция — давать детям знания, развивать ребёнка во всех направлениях, чтобы по окончании школы он был полностью адаптирован к жизни, имел глубокие знания в разных областях науки, был воспитан, имел эстетический вкус и чувство такта. Для этого помимо основного курса занятий предусмотрены дополнительные занятия, кружки и многое другое. Ребёнок же в свою очередь, идя в школу, должен прилежно учиться, усваивать материал, который излагается на уроке, принимать активное участие в жизни школы, чтобы в дальнейшем показать результаты своей работы на различных конкурсах, олимпиадах и иных мероприятиях. Сейчас эта деятельность комерциализировалась. То есть получается, чтобы современные учителя и ученики достойно выполняли свои обязанности, их необходимо дополнительно стимулировать. А ребятня с детства приучается, что если труд заведомо не оплачивается, значит, за него не стоит и браться.

Быть может, успехи учеников и учителей стоило бы замечать несколько иначе. Ведь чтобы изучить предмет на углублённом уровне или разработать декоративную композицию, необходимы дополнительная литература, специальные материалы. Зачастую они приобретаются за счёт учителя или заинтересованного ученика. Рано или поздно, но денежная премия плавно перетекает в школьный методический фонд, а дети в это время привыкают к товарно-денежным отношениям, где бескорыстие и доброта остаются в незыблемом прошлом… А ведь, возможно, лучшей наградой и для учителей, и для учеников могло бы стать расширение материальной базы школы, когда педагог шёл бы в школу, зная, что не придётся тратить свою небольшую заработную плату на приобретение дополнительных книг для занятия по предмету или цветной бумаги, чтобы показать школьникам новою технику. Вероятно, тогда и успехов станет значительно больше, и увлечённость школьников дополнительными занятиями и участием в различных конкурсах достигнет ста процентов.

Анна КОДОЛОВА.

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.