Главная страница » Охотники и рыболовы через призму инспекторов природоохраны

Охотники и рыболовы через призму инспекторов природоохраны

— Какой скандал!..

Двое охотников в сединах смешливо комментируют состо­явшуюся загонную охоту.

Двадцатью минутами ранее на линию стрелков вышел кабанчик-сеголеток, и добыть его удалось только с третьего выстрела. Кра­сиво не получилось — так, чтобы с одного верного выстрела. И по­тому пожилые охотники хлёстко называют случившееся «скан­далом»: получилось много шума практически из «ничего».

dsc5013-1024x682 Охотники и рыболовы через призму инспекторов природоохраны

Кабанчик с отдающей рыжи­ной щетиной лежит небольшим мешком в густой поросли моло­дых деревьев. В нём килограм­мов двадцать — не соразмерный трофей для собравшейся коман­ды охотников. И всё же люди до­вольны — охота состоялась. Пер­вый загон оказался пустым, а вот второй принёс пусть и скромную, но добычу. И дело не столько в самой добыче, сколько во вну­треннем удовлетворении: есть результат!

Алексей Белогуб и Владимир Прохоренко — старшие госин­спекторы оперативного отдела Гомельской областной инспекции охраны животного и растительно­го мира при Президенте Республики Беларусь — по окончании загона проверяют у команды охотников документы, подтверж­дающие право каждого из них на участие в сегодняшней охоте и на добычу, сверяют номера ружей с записанными в разрешениях. Обстановка доброжелательная, слегка «окрашенная» остаточ­ным адреналином загонщиков и стрелков. Два дратхаара и лай­ка, участвовавшие в охоте, мир­но рассматривают инспекторов, беседующих с их владельцами.

dsc4998-1024x682 Охотники и рыболовы через призму инспекторов природоохраны

dsc5005-1024x682 Охотники и рыболовы через призму инспекторов природоохраны

dsc5033-1024x682 Охотники и рыболовы через призму инспекторов природоохраны

Проверка показывает: наруше­ний нет. И по разбитой лесовоза­ми и частыми дождями просёлоч­ной дороге мы возвращаемся от охотников к служебному автомо­билю.

photo_2025-12-01_09-22-57-1024x682 Охотники и рыболовы через призму инспекторов природоохраны

С самого утра наша небольшая команда — старшие госинспекто­ры, водитель и я, журналист, — колесит по дорогам Ветковского и Гомельского районов, высма­тривая охотников-зайчатников и бригады загонных охот. Зона от­ветственности моих попутчиков — в пределах границ Гомельско­го, Добрушского, Ветковского, ча­сти Лоевского и Речицкого райо­нов. Рассказывая о буднях своей службы, инспекторы исподволь осматривают проезжаемый лес. Выискивают стихийные свалки мусора, не убранный бурелом, не отмеченные на специальных картах в планшете склады леса-кругляка. Такое неиссякаемое внимание — это уже професси­ональное.

Обсуждая состоявшуюся охо­ту, выясняю: у нас в Ветковском районе кабана стреляют исключи­тельно «на яму». А вот в Гомель­ском районе — куда мы заехали в ходе рейда — добыча разрешена. Сегодняшний «поросёнок» обой­дётся бригаде охотников в одну базовую величину плюс проверка мяса в лаборатории на «съедоб­ность». Более крупный секач — а его вес может доходить до 200 килограммов и более — оценива­ется в две величины.

Следующая наша точка — перекрёсток лесных дорог. Ещё одно удачное место для загонной охоты. Мы покидаем автомобиль и, замерев, слушаем лес. Тиши­на, рядом на грани слышимости шелестит неопавшей листвой молодой дуб. Вскоре на некото­ром удалении раздаётся взбудо­раженный, дружный лай собак. Однако проходит минута-другая-третья, а выстрелов так и нет.

— В нашей работе много таких ожиданий: пока завершится за­гон, пока охотник из болота выйдет, пока хозяин рыболовных се­тей появится, — делится Алексей Белогуб.

Время бежит. Собаки лают то ближе, то дальше. Загонщиков не видно, как и стрелков на номе­рах. На организованную охоту это уже совсем не похоже. По всей видимости, мы имеем дело с бро­дячими собаками, загоняющими в лесу косулю или даже лося. И оперативная информация, раздо­бытая инспекторами, о том, что здесь будет загонная охота, не подтвердилась.

— Мы постоянно мониторим группы охотников в соцсетях и исподволь выясняем, где и ког­да предстоит охота. Подъезжа­ем к месту сбора, стараемся не мешать людям охотиться. А за­тем при наступлении удобного момента — например, при за­вершении загона — проверяем документы. Охотники нынче дис­циплинированные. В большин­стве случаев всё оказывается в порядке. Гораздо больше нару­шений и фактов браконьерства — среди рыболовов, — резюмирует Владимир Прохоренко.

И рыболовная тематика дей­ствительно оказывается злободневнее:

— В Ветковском районе боль­ше всего нарушений фиксируется на Беседи. Ловят сетями, иногда используют электроудочку. В тех местах «по мелочи» никто не ба­луется. Если ставят сеть, то сразу же рыбы набирается на 100 базо­вых величин.

Речь — о размере штрафа. Уточняю, каким образом он уста­навливается. Арифметика оказы­вается простой: одна плотва или густера равна одной базовой, один карп и линь — по две, щука — по три. При этом размер рыби­ны не имеет значения.

Браконьеры в зоне отчужде­ния — тоже тема животрепещу­щая. Чаще всего связанная с рыболовством. Здесь и сетей не нужно, чтобы заработать штраф. Находиться в зоне отчуждения без специального пропуска за­прещено, а уж ловить рыбу — тем более. Однако штрафы не всегда могут остановить завзя­тых любителей половить рыбу в диких загрязнённых местах. По­этому периодически рейд инспек­ции приносит бюджету хороший финансовый «улов».

— Пять лет назад мы с журна­листом ездили в зону, — вспоми­нает Владимир Прохоренко. — И возле железного моста через Бе­седь заметили шипы на дороге, которые, естественно, не просто так были установлены. Значит, дальше по дороге «что-то будет» и кто-то пытался себя обезопа­сить.

И всё же в последние годы «громких дел» у Гомельской об­ластной инспекции становится меньше. Рейды воспитывают у людей привычку более ответ­ственно относиться к своему пребыванию на охоте и рыбалке. По крайней мере, в сравнении с ситуацией 20-летней давности различия ощутимы.

Текст и фото Ирины ТАКОЕВОЙ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *