Разделять — не значит властвовать

Польша продолжает возводить стену в Беловежской пуще вдоль белорусско-польской границы. Заместитель министра внутренних дел Польши Мачей Вонсик в начале июня проинформировал, что к тому моменту построено около 120 км заграждения. Пану Вонсику я бы на это ответил строками из трагедии древнегреческого драматурга Еврипида: «Если Бог (Юпитер) захочет погубить, то отнимет разум».

«Мы имеем уже 120 км стены на границе с Беларусью», — написал Вонсик в своём аккаунте в Twitter. И добавил, что окончание работ планируется на конец текущего месяца. Начала же Польша возводить забор на границе в конце января. Для этого были привлечены около 3 тыс. рабочих. Высота стены — 5,5 метра, длина в итоге должна составить 187 километров. Сверху над стеной натягивается колючая проволока. По мнению польских властей, такая стена станет преградой для беженцев, которые захотят попасть в страны Евросоюза через польскую границу.

Строительство забора происходит на территории Беловежской пущи, что вызвало возмущение экологов по всему миру. Создание искусственного заграждения с использованием колючей поволоки серьёзно вредит животному миру пущи. Белорусская сторона неоднократно заявляла о фактах гибели крупных млекопитающих из-за стены. Но поляки талдычат своё: «Забор надо делать выше!» И, конечно, глубже. Плевать на то, что биосферный заповедник «Беловежская пуща» с 1992 года внесён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО как последний первобытный лесной фрагмент европейских лесов.

Какими вопросами занимается столь неуважаемое в Польше специализированное учреждение при ООН? Образование, наука, культура. Какие цели преследует? Содействие по укреплению мира и безопасности за счёт расширения сотрудничества государств и народов; обеспечение справедливости и соблюдения законности, всеобщего уважения прав и основных свобод человека без различия расы, языка, религии. По мнению польских политиков, мало ли что внесено в этот их список. А уж с мнением Человека с белорусскими корнями считаться вообще нет необходимости. Похоже, решено Homo sapiens (человек разумный) заменить в принятии таких «судьбоносных» решений на Homo europae (человек европейский). Проще говоря, если ты житель страны, не вхожей в ЕС, то и звать тебя никак, и мнение твоё не имеет значения.

Стоит ли говорить о сложившихся за 600-летний отрезок существования реликтового леса путях естественных миграций многочисленных представителей заповедной фауны? Приспособятся, дыры в заборе найдут со временем? А может, мигрировать туда-обратно, по большому счёту, незачем? А как быть с совместной дружбой и работой польских и белорусских учёных-биологов на протяжении десятков лет? Через забор дружить политически грамотней — ответит вам правящая верхушка Польши. Впрочем, ответов может и не быть.

Кстати, в последних действиях соседа прослеживается некий парадокс: с одной стороны, Польша предъявляет территориальные претензии к Беларуси, не входящей в страны Европейского сговора (это не описка); с другой — возведение поляками монументального пограничного сооружения на линии существующей границы подтверждает отсутствие таких претензий. Похоже, приплыли? Такую «логику» политического манёвра прослеживать должен кто-то другой: это из области психических отклонений, соответственно, и оценивать такие политические решения сподручнее узким специалистам в этой области. И только эти специалисты в состоянии — здорово, если бы ими стали народы ЕС — решить, когда уже вызывать психиатрическую спецбригаду своим идейным лидерам для приведения их светлых голов в исходное состояние.

А ведь история помнит, что Европа выносила и не такие идеи. Да взять хотя бы «Манифест Коммунистической партии» Карла Маркса и Фридриха Энгельса 1848 года лондонского издания: «Призрак бродит по Европе — призрак коммунизма. Все силы старой Европы объединились для священной травли этого призрака…» Помните? Европейцы! Ваш призрак материализовался было на востоке Европы в 1917-м, ваш! Стал частью истории и белорусского народа и ушёл в историю. А вы всё травите? За 170 лет травли что-то не сильно у вас получилось, не пора ли успокоиться? Не обернуть ли свой взор на возрождающийся фашизм? В отличие от «цивилизованной» части Европы, не стараются белорусы разделить, разодрать заборами общее историческое наследие двух соседствующих народов — сыновей и дочерей с мировыми именами — двух независимых государств. Николай Коперник, Симеон Полоцкий, Кастусь Калиновский, Мария Склодовская-Кюри, Тадеуш Костюшко, Феликс Дзержинский — имена мирового наследия, кто станет отрицать? На какую глубину надо вкопать бетонные плиты, чтобы читали по разные стороны забора и поляки, и белорусы Николая Гусовского, Генрика Сенкевича, Элизу Ожешко, Болеслава Пруса, Адама Мицкевича, Станислава Лема? А какой высоты должен быть забор, чтобы, не дай бог, не долетали в Беларусь и обратно звуки музыкальных шедевров Франтишека Шопена, Михаила Клеофаса Огинского, Станислава Монюшко? Какие проповеди в белорусских костёлах должны звучать, чтобы их услышали братья-католики правящей верхушки Польши?

Всё выше забор непонимания, всё глубже в земле под ними добрососедские отношения, всё старательнее выполняются поручения Европейского союза. Да и союза ли? На чьей дуде играет за забором лидер соседей страны, какие ноты возьмёт завтра?

Не наше это дело, к соседям соваться. Не нуждаются в наших советах соседи, не хотят перечитывать страницы истории, не хотят помнить 1945-й. Так, может, пусть себе строят заборы: всё ж занятие. Сами себя изолируют в своём затуманенном сознании. Хуже было бы, если бы общак европейский на 350 миллионов евро не в пуще закапывали, а на «дрова» для горнила войны потратили, доставив истинную радость заокеанскому «другу» всей мировой демократии. Не за океаном пламя это разгорается, а за порогом вашего маёнтка. Как бы не перекинуло пламя. И забор не спасёт.

Вспомним строки из «Песни о зубре»:

«Ну, дык пакрочым на поўнач, у нетры лясныя.

Я, следапыт, павяду вас, бо мне гэта звычна…»

«Бор паказаць абяцаў я — вось там асалода

Вашаму сэрцу і воку, усё першародства

Скарбаў прыроды, спрадвечнай яе прыгажосці:

Дрэў, не кранутых сякерай, і траў нестаптаных…

Што запяеш ты, сусед наш, калі скалануцца

Плачам і стогнам твае гарады і мястэчкі?

Локаць гатоў будзеш свой укусіць у адчаі:

Дзе ж я раней быў, чаго я глядзеў і прагледзеў?

Як я сваім патураннем расчысціў дарогу

Ордам чужынцаў, што разам з ваенным рыштункам

Ермы прывезлі суседзям і мне — па-суседску?..»

Ох, Николай, Николай из Гусова: не зови ты меня за собой, не обещай показать Беловежскую пущу во всей её красе. Повремени, дай соседям переболеть, осознать, что творят! Вот только лечится ли политическое сумасшествие? Не знаю, не специалист.

Иван ГОРЕЛИКОВ.

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.