Окончил школу — получил право стать бригадиром

В 1931 году ЦК ВКП(б) принял постановление «О начальной и средней школе». С этого времени обучение в школах всей страны проходило по предметным учебным программам, создавалась система образования с преемственными ступенями, вводились регулярные предметы обучения и чёткий режим занятий. Анализ этих изменений в системе школьного образования Ветковщины в 30-е годы прошлого века стал предметом изучения старшего научного сотрудника учреждения «Государственный архив Гомельской области» Екатерины Усовой.

В этот период роль учителя в процессе обучения становится решающей. В школы вернулось расписание занятий и стабильный состав учащихся, восстанавливалась классно-урочная система обучения с учебными предметами. Учебные группы опять стали называться классами.

В 1932 г. по Ветковскому району насчитывалось более 80 школ. Как и по всей стране, в них продолжали вводить всеобщее обязательное начальное обучение. Новый учебный план строился с упором на знания по основным предметам, устанавливалась система оценок и экзаменов. В 1933–1934 учебном году были разработаны постоянные учебники по всем школьным предметам.

С этого же года в Ветковском районе началось постепенное преобразование семилетней школы в среднюю. В общеобразовательных школах создавались 8–10-е классы. Средняя школа состояла из начальной школы, которая включала 1–4-е классы, неполной средней школы — 1–7-е классы, средней школы — 1–10-е классы. По каждому предмету учащимся выставляли пятибалльные отметки: отлично, хорошо, посредственно, плохо, очень плохо. Оценки выставлялись в зависимости от успеваемости в течение обучения и в конце четверти.

В конце года в школах проводились проверочные экзамены. По окончании экзаменов организовывался вечер, посвящённый окончанию учебного года с участием родителей учеников, представителей партийных, комсомольских, советских организаций. На вечере подводились итоги работы школы за год, премировались лучшие ученики и педагогический состав. Молодёжи выдавались свидетельства об окончании школы.

До начала каникул подводился учёт успеваемости каждого ученика по всем предметам, результаты обговаривались на школьном Совете, а потом — на общем собрании учеников и родителей. Учителя во время каникул никуда не могли отлучиться: они занимались организацией факультативных занятий, дальнейшим планированием учёбы, учётом работы, ликвидацией неграмотности. В летний период май-июль учителя школ отправлялись в институт на повышение квалификации.

Всем школам перед началом каникул необходимо было разработать конкретный план их проведения. Основной задачей каникул являлось укрепление сил учеников через соответственную организацию отдыха. Даже на каникулах дети не должны были оставаться без присмотра школы. Организовывались физкультурно-оздоровительные прогулки, экскурсии в колхозы и совхозы, ближайшие города, утренники, вечера и другие виды отдыха. Участие детей в подготовке к посевной кампании проходило в соответствии с возрастными особенностями. Ученики занимались пропагандой агротехнических мероприятий, распространением сельскохозяйственной литературы, оказывали помощь в сборе пепла, проращивании семян, организации учёта в колхозе.

Также в 30-е годы в Ветковском районе продолжалась работа по ликвидации неграмотности взрослого населения. В ней принимали участие коллективы фабрик и заводов, колхозов и совхозов, организаций и учреждений. Открывалась сеть вечерних школ I ступени по всем цехам предприятий. Учёбой были охвачены все постоянные рабочие, подлежащие обучению, а также сезонные рабочие. Вечерние школы были обеспечены учебниками, письменными принадлежностями. При вечерних школах имелся штаб учителей.

В системе вечернего образования создавались школы для малограмотных и школы II ступени. В этих школах ежегодно проводились годовые проверочные и зачётные экзамены, которые подводили итог всей работы и устанавливали качество преподавания и усвоения детьми программного материала, закрепления технических знаний и повышения квалификации каждого ученика.

В вечерних школах и школах II ступени перед проверочными экзаменами проводились подготовительные работы, повторение пройденного материала за год. Особое внимание уделялось отстающим в успеваемости ученикам. Во время экзаменов проводились письменные контрольные работы по языку и математике, по другим предметам сдавались устные зачёты. На экзамены отводилось 2–3 дня, в школах II ступени — от 3 до 5 дней. На экзаменах присутствовали начальник школы и представитель районного отдела народного образования (РАЙОНО), который мог задавать дополнительные вопросы. При подведении общей оценки учитывались письменные работы, устные ответы, а также учёт успеваемости за год.

Окончив школу для малограмотных и школу II ступени, ученик должен был уметь читать, писать и устно излагать материал. При этом необходимо было сдать на удовлетворительную оценку экзамены по языку и математике. Если же оценка была неудовлетворительной, то ученик оставался на второй год либо получал справку о прослушивании курса. На каждого ученика после окончания школы писалась характеристика о его успеваемости, посещении школы, участии в общественной работе. Характеристика подписывалась руководителем школы и представителем РАЙОНО, после чего отсылалась в сельсовет и РАЙОНО, а также хранилась в личном деле в школе.

Учащиеся, окончившие вечернюю школу и получившие общеобразовательные и агротехнические знания, могли работать по специальности «рабочий» не ниже 4 разряда.

В школах II ступени экзамены принимал учитель группы или преподаватель экзаменационной дисциплины. Если ученик не получал удовлетворительную оценку по письменной контрольной работе либо по устному экзамену, но учился хорошо в течение всего времени, то на летнее время ему давалась дополнительная работа, не более чем по двум дисциплинам. Преподаватель, который на летнее время давал работу, подробно указывал раздел или тему, которая была слабо усвоена учеником, обеспечивал его необходимыми учебниками, давал консультации. После экзаменов составлялся акт, в котором указывалось об окончании учёбы либо переводе школьника в другую группу. Акт составлялся в двух экземплярах: один оставался в школе, второй отсылался в городской либо районный отдел образования. Окончив школу II ступени, ученик мог работать квалифицированным рабочим не ниже 6 разряда, а в сельской местности — бригадиром, полеводом, учётчиком.

30-е годы прошлого века стали также периодом повышения роли педагога в обучении и воспитании молодёжи. В ходе весенних каникул учителя ветковских школ проводили в колхозах разъяснительные беседы задач посевной кампании среди рабочего населения. Педагогами также оказывалась помощь партийным и советским организациям в пропаганде и проведении борьбы с различными попытками кулаков сорвать намеченный партией план весенней посевной кампании.

В этот период на Ветковщине активно развивается пионерская и комсомольская организации. В их состав входила молодёжь в возрасте с 10 до 15 лет и с 14 до 26 лет. Основной задачей организаций являлось привитие молодёжи коммунистической идеологии, обучение дисциплине и формирование стремления к обучению и последующей трудовой деятельности. На летний период организовывался вывоз учащихся в лагеря. Период пребывания школьников в лагере составлял 30 дней. В лагере проводилась организация оздоровления, досуга школьников.

Таким образом, с преобразованиями в системе школьного образования в 30-е годы в Ветковском районе был завершён переход ко всеобщему обязательному начальному обучению. С появлением школ для малограмотных и школ II ступени массовая неграмотность на Ветковщине была практически ликвидирована.

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.