Главное — не ошибаться!

Работу под названием «Нарушение норм русского литературного языка в рекламных объявлениях Гомеля» провела Анастасия Шутова, выпускница девятого класса Старосельской средней школы Ветковского района.

Однажды увидев на улице баннер с социальной рекламой, где не было запятой после обращения, девушка описала своё состояние как «удивление» и решила тщательно рассмотреть другую рекламу в городе. Оказалось, что ошибок хватает, однако в законодательстве нет ответственности за неправильную орфографию.

Анастасия составила топ неточностей, которые допускают маркетологи в объявлениях. Некоторые ошибки действительно нелепые («Ёлки из дерева»), а некоторые возникают из-за невнимательности («ПознОвательный»).

Всего было собрано 90 рекламных текстов с ошибками (25 орфографических, 19 грамматических, 28 речевых, 18 пунктуационных).

Тип первый — ошибки в написании сложных заимствованных слов. Например, спанДбонд, шоППинг для всей семьи, развитие лексико-граМатического строя речи, заправка катриджей, молочные коктели. Правильно: спанбонд, шопинг, грамматика, картридж, коктейль.

Тип второй — ошибки, которые проверяются подбором однокоренных слов. Например, познОвательные занятия, прохлОдительные напитки. Правильно: познавательный, прохладительный.

Тип третий — сложные предлоги. Например, «наблюдение пациента в течениИ года». В течении реки — да, на конце «и», но в контексте времени — только «в течениЕ».

Тип четвёртый — нарушение согласований. Например: цены от производителей, запуск речи для малышей. Правильно: цены производителя и запуск речи у малышей, но лучше так — занятия для малышей по развитию речи.

Тип пятый — формообразование омонимов. Например, часто предлагают купить кабеля, а не кабели.

Тип шестой — неправильное построение предложений. Например, с причастием: на прилегающей территории магазина курение запрещено. Правильно: на территории, прилегающей к магазину, курение запрещено.

Особый тип — лексические ошибки, когда слова употребляют в несвойственном им значении. Вот самые смешные «креативы»: «Там, где рождается яйцо!», «Причёски с выездом на дом», «Стрижки пенсионного возраста по скидкам», «Бесплатный тест-драйв в салоне компьютерных и офисных кресел». Знайте: тест-драйв (англ. пробная поездка) — поездка на автомобиле (не на кресле!) для оценки его ходовых качеств и общих потребительских свойств.

Также Анастасия выделила отдельно пунктуационные ошибки. Часто авторы рекламных текстов используют тире не по назначению, а также на всякий случай выделяют запятыми все слова.

Работу школьницы отметили на областной научно-практической конференции учащихся по естественнонаучным и социально-гуманитарным направлениям «Поиск» (2020 год). Анастасия получила диплом III степени в секции «Лингвистика» (русский язык).

Журналисты поинтересовались у автора исследования, каким она видит решение проблемы. «Почему бы не создать на уровне государства инстанцию, которая будет контролировать на предмет ошибок публичные объявления перед публикацией», — предложила школьница.

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.