13 декабря в филиале Ветковского музея старообрядчества и белорусских традиций им. Ф. Шклярова в Гомеле состоялось торжественное открытие выставки «Корни и ветви»

13 декабря в филиале Ветковского музея старообрядчества и белорусских традиций им. Ф. Шклярова в Гомеле состоялось торжественное открытие выставки «Корни и ветви». Она посвящена искусству рукописной книги Ветки в контексте европейской книжной культуры. Экспозиция подводит своеобразный итог работы по гранту Президента Республики Беларусь, который в этом году выиграла главный хранитель музея кандидат искусствоведения Светлана Леонтьева.
Однако, как подчеркнула Светлана Ивановна, эта выставка вовсе не точка в проделанной изыскательско-исследовательской работе, а запятая. Поскольку за год приобретён богатейший материал, в том числе сотни фотокопий. Его хватит на множество других исследований и научных статей.
Грантовское финансирование открыло возможность не только С. Леонтьевой, но и другим сотрудникам музея поработать с коллекциями книг Ветковско-Стародубского региона, вывезенных отсюда в 70–80-е годы XX столетия археографическими экспедициями. Ныне эти сокровища хранятся в древлехранилище Пушкинского Дома в Санкт-Петербурге и в научной библиотеке Московского университета.
Помимо работы в библиотеках в этом году сотрудники музея побывали в экспедициях по старообрядческим местам в Клинцовском районе Брянской области. Также по теме ветковский художественный стиль оформления рукописной книги С. Леонтьева провела занятия с ветковскими школьниками, прочитала лекции для детей и взрослых, выступила с докладами на конференциях в Гомеле, Минске и Вильнюсе, опубликовала статьи в конференционных сборниках.
— Этот год оказался очень насыщенный и плодотворный на встречи, знакомства, открытия. Общение — всегда радость, всегда опыт, приобретение новых знаний. Мы получили стимул для дальнейшей интересной, захватывающей работы, на что и было нацелено получение гранта, — отметила Светлана Ивановна. — Благодаря поездкам завязалась дружба с научными сотрудниками санкт-петербургского древлехранилища, библиотеки МГУ, с вильнюсскими учёными. Уже намечены планы по дальнейшему сотрудничеству, поступили приглашения выступить с докладами в Санкт-Петербурге и Вильнюсе.
— Мы можем утверждать, что с конца 17 и до середины 19 века на территории Ветковско-Стародубского региона существовали книгописные центры (около 20 православных старообрядческих монастырей). В них рождались шедевры рукописной книги. Здесь сложился свой художественный – оригинальный и узнаваемый — стиль оформления рукописных книг. И именно сотрудники ветковского музея ввели в научный оборот такие понятия, как «ветковский орнамент рукописной книги», «ветковский художественный стиль оформления рукописной книги». К слову, к середине 20-го века хорошо изучена была поморская рукописная традиция (существовавшая на севере России) и сложились представления о гуслицкой (в центральной России) традиции. Результаты работы с вывезенными коллекциями рукописных книг в очередной раз убедили, что именно ветковская традиция оказала влияние на возникновение гуслицкой, а не наоборот, как долго считалось, что «Ветка» была раньше. Научный мир это признал и уже использует в новейших тематических исследованиях. Но всё равно есть необходимость более широко и подробно пропагандировать сделанные ветковчанами научные открытия, которые коренным образом меняют устоявшиеся представления об истории возникновения стилей оформления рукописных книг. А в целом это наше наследие, которое имеет огромное значение для нашей республики!
На выставке представлены рукописные книги XVIII–XIX вв. из фондов ветковского и гомельского музеев, Национальной библиотеки Беларуси, фотокопии книг из собраний Москвы, Санкт-Петербурга, Вильнюса, современный фолиант о книжной культуре Ветки.
В основном это — певческие книги, традиции переписывания от руки и их украшения которых просуществовали до 1930-х годов. Такие книги научились печатать только с момента появления фотографий, ведь печатать различные «крюки», «завитки», «плетёнки», добавлять пометы было сложно.
— Певческие рукописные книги прекрасно, богато, роскошно украшались. Мы считаем, что орнамент певческой книги — это своеобразный камертон, который настраивает душу человека на желание петь. Можно представить ситуацию, когда прихожане в церкви, открыв книгу, без музыкального сопровождения должны начать петь. Чтобы возникло желание петь, душа должна получить некий импульс восторга, должна быть обрадована. И когда на страницах книг мы видим этот роскошный дивный сад, с райскими птицами, нам невольно захочется петь — воспевать эту красоту.
Экспозиция выставки задумана как своеобразное путешествие, где мы делаем остановки возле образов, сформированных в ней. Один из главных — почва или грунт — показывает истоки формирования поздних старообрядческих рукописных традиций.
В их основе древнерусские, древнебелорусские книги, для которых истоком, в свою очередь, были византийские традиции. Позже оказали влияние неовизантийский, старопечатный стили и другие.
В отличие от поморского и гуслицкого стилей ветковский отличается не пышностью и торжественностью, но богатством и разнообразием. Так как ветковский стиль, однажды определившись, не застыл в своём развитии. Он испытывал на себе влияние светских стилей. Находясь на западных землях, был открыт новым веяниям: барокко, рококо, Возрождения и даже модерна.
Наши мастера не копировали себя, но проявляли оригинальность, не ограничиваясь ни в колорите, ни в орнаментальных деталях. В ветковском стиле невозможно найти двух одинаковых книг, двух одинаковых заставок!
Выставка восхищает и умиротворяет. Загляните и вы, уважаемые читатели, в райский сад, чтобы отдохнуть душой, напитать её прекрасным!


Как отметил на презентации представитель главного управления идеологической работы, культуры и по делам молодёжи Сергей Рязанов, ветковский музей является флагманом музейной отрасли Гомельщины и в целом Беларуси. Выставки, которые здесь организуются, всегда имеют эпохальное значение, поднимают большой интерес к нашей истории и культуре. Они готовятся настолько тщательно, что организаторов не только не за что упрекнуть, но у них надо учиться!
Завершая экскурсию, Светлана Леонтьева привела слова немецкого композитора Гюстава Малера:
— «Традиция — это передача огня, а не поклонение пеплу». И мы должны быть благодарны нашим предкам, которые этот огонь передавали из поколения в поколение. И он, пройдя сквозь столетия, и сегодня согревает всех нас своим теплом.
Записала Наталья ТИТУШКИНА.

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.