Ещё раз про «сотый указ»


Каждый год в нашей стране остаётся несколько десятков частных домов без хозяев. Не секрет, что на Гомельщине такого жилья больше, чем в других регионах из-за загрязнённости радиацией. Оставленные словно доживать — разваливаться, они навевают мысли о бренности и проходящем характере всего материального. Но бывает и так, что дом стоит вроде бы пустующий, недосмотренный, а у него де-юре есть хозяева. В результате населённый пункт выглядит дико и неуютно.

Для улучшения ситуации и минимизации проблем, которые может создать бесхозный дом, в 2012 году был принят указ, известный как «сотый указ». Он регулирует и регламентирует содержание пустующего жилья, его передачу, продажу или снос. Специальные комиссии обследуют дома и составляют списки, направляют документы в соответствующие органы.
В этом году в Ветковском районе уже снесено 105 пустующих домов при запланированных 100. «Сверхплановые» строения, снесённые в Шерстине, уже из списка следующего года. К этому списку после заседания комиссии 21 сентября добавилось ещё 5 домов-кандидатов на статус пустующих в Старосельском сельсовете.
Каков портрет типичного брошенного дома? Ремонт его крайне затратен, нерентабелен, не оправдан по ценности этого жилья, а то и вовсе невозможен. Часто это ветхое, разграбленное или горелое жильё.
Разворовывают дома как раз в следствие их недосмотренности, считая, что бесхозяйственное — значит ничьё.
Снос такого дома тоже недёшев: на каждый выделяется около 5 миллионов рублей. Цена варьируется из-за разных условий: рельефа местности, крепости фундамента. Некоторые особенности ландшафта (деревья, соседние постройки, не подлежащие сносу) тоже в состоянии затруднить снос, сделать его дороже. А если это зона с определённым уровнем радиации, то снос и захоронение могут потянуть и больше. Правда, в отселённой зоне захоронением домов занимается отдельная организация, которая управляется и финансируется по-другому.
Какой дом признаётся заброшенным? Не только опустевший, оставшийся без наследников. Некоторые хозяева бывают неприятно удивлены тем, что, вступив в наследство или имея сельский приватизированный (купленный) дом, пребывая в спокойствии по поводу его статуса, вдруг узнают, что получить «чёрную метку» они всё же могут. Да, даже такой дом могут признать пустующим, если не используется хотя бы месяц в году. Если не снесут по окончании положенных сроков, то переведут в статус районного имущества и продадут новому хозяину.
Такой сюрприз ожидает владелицу дома в Золотом Роге по улице Ветковской, если она не проявит заботу о своей недвижимости. Надпись во все ворота о том, что вид и состояние дома нарушают требования Указа №100, красуется уже больше года, но мер не принято. Правда, родственники владелицы сообщили, что у неё сейчас трудные жизненные обстоятельства, она находится в больнице. К тому же, по их словам, никакого уведомления она не получала, не знает, что обязана придать домовладению обжитой вид. Никто не ставит под сомнение полученную информацию, но трудно поверить, что полуметровые буквы на заборе можно было не заметить.
Что посоветовать владелице дома и всем, кто вдруг вспомнит о своей сельской недвижимости? Навести порядок, проверить исправность проводки или отключить её, покосить траву, убрать мусор, вскопать огород, повесить занавесочки, в крайнем случае дачников пустите — жилой вид гарантирован, а большего от вас и не требуется. Ведь никто не приказывает жить там постоянно. Просто дом не должен притягивать негативное внимание антисоциальных элементов и создавать опасности другим жителям.
Два дома из этого списка — погоревшие. Насчёт их, кажется, сомнений нет: вряд ли кто-то будет восстанавливать горелое бревенчатое строение. Один дом, наоборот, построен только в 2003 году, площадь около 70 квадратных метров. О причине ненужности строения остаётся только гадать. Может быть, не договорилась семья, кто будет домом владеть, ремонтировать, платить за всё. Ведь по таким домам часто тянутся многолетние долги земельных налогов и прочих платежей. Сумма иногда набегает немаленькая. Это и бывает причиной, по которой наследство перебрасывают из рук в руки, как горячую картофелину, и не принимают официально.
Если же конкретного ответа собственники не дают, то решение принимает Ветковский райисполком.
Много ли в районе домов, годных лишь под снос? По состоянию на конец сентября было снесено более ста домов, и список продолжает пополняться. Больше всего по Великонемковскому, Столбунскому, Приснянскому сельсоветам. Что не значит, будто в других административных единицах меньше проблемных домов. Например, в Светиловичах нежилой вид многих домов наводит тоску даже больше, чем зияющие пробелы на месте бывших усадьб. Но решения по ним ещё не вынесены, а следовательно, до тех пор они неприкосновенны. Для населённого пункта, где строительство новых домов не предусмотрено, этот вопрос должен решаться более чем взвешенно.
Ария ГАТАЛЬСКАЯ.

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.