Героя воспитала Ветковщина

Героя воспитала Ветковщина В конце 1944 года лётчики 9-го Гвардейского истребительного авиаполка дрались в небе Прибалтики и Восточной Пруссии. В эти дни Гвардии капитан Павел Яковлевич Головачёв часто летал со своим ведомым на свободную охоту, и один из таких вылетов стал весьма примечательным событием в боевой жизни полка: 30 декабря лётчик Головачёв совершил один из последних таранов в Великой Отечественной войне.

…Находясь в свободном поиске на истребителе Ла-7 в районе города Тройбург на высоте 9000 метров, Павел обнаружил воздушный разведчик противника Junkers Ju-188Е-1, направляющийся в сторону наших войск, и вступил с ним в бой. 4 раза он атаковал противника, но Ju-188, маневрируя, всё время уходил из-под огня. Головачёву удалось поразить стрелка и поджечь самолёт, но немецкий лётчик смог сбить пламя. Головачёву удалось снова поймать самолёт противника в прицел, он нажал на гашетку, но… выстрелов не последовало — на высоте 9 км пушки его “Лавочкина” просто замёрзли. И тогда Головачёв решил пойти на таран. Он двинул сектор газа до упора и, сблизившись, рубанул винтом по хвосту “юнкерса”. Тот рухнул вниз. Очнувшись после удара, Головачёв вывел свой истребитель из крутого пике и с большим трудом дотянул до аэродрома.

После этого боя армейская газета писала: “Подвиг Головачёва незабываем. Таран, так мастерски выполненный на большой высоте, бесподобен и поучителен…” За мужество, проявленное в этом бою, лётчика наградили орденом Красного Знамени. Но это была не первая победа и не первая награда советского аса.

Лётчик-истребитель Павел Головачёв совершил за период войны 457 боевых вылетов, провёл 125 воздушных боёв, сбил 30 самолётов противника и 1 самолёт в группе. Был 4 раза ранен. За героические подвиги командиру звена 9-го гвардейского истребительного авиационного полка (6-я гвардейская истребительная авиационная дивизия, 8-я воздушная армия, 4-й Украинский фронт) Гвардии старшему лейтенанту П.Я. Головачёву Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 ноября 1943 года было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали “Золотая Звезда” (№1270). Звание Героя Павлу Яковлевичу Головачёву было присвоено за 225 боевых вылетов, 92 воздушных боя и 17 лично сбитых самолётов противника.

30 июня 1945 года в печати опубликовали Указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении П.Я. Головачёву звания дважды Героя Советского Союза. Второй медали “Золотая Звезда” (№58/II) заместитель командира эскадрильи 9-го гвардейского истребительного авиационного полка (303-я истребительная авиационная дивизия, 1-я воздушная армия, 3-й Белорусский фронт) гвардии капитан Головачёв был удостоен 29 июня 1945 за 385 боевых вылетов и 26 лично сбитых самолётов противника.

После войны прославленный лётчик продолжал службу в Военно-воздушных силах на высоких должностях: командовал полком и дивизией, был заместителем командующего авиацией военного округа. В мирное время за успехи в боевой и политической подготовке был награждён тремя орденами. Всего же на груди генерал-майора авиации (1957) Головачёва горели золотом две звезды Героя, два ордена Ленина, шесть орденов Красного Знамени, орден Отечественной войны 1-й степени, два ордена Красной Звезды, многочисленные медали.

Таков славный боевой путь лётчика. Но жителям Ветковского района будут интересны и биографические данные Павла Яковлевича Головачёва. И дело здесь в том, что детские и юношеские годы будущий Герой Советского Союза провёл на Ветковщине.

Паша Головачёв родился 15 декабря 1917 года в деревне Кошелёво Буда-Кошелёвского района Гомельской области в бедной крестьянской семье. Отец его, Яков Григорьевич, до революции батрачил. Участвовал в Империалистической войне, защищал завоевания Великого Октября на фронтах Гражданской войны. В конце 1918 года был тяжело ранен и вернулся домой инвалидом. Был он добродушным, общительным человеком. Своим весёлым нравом, энергией, оптимизмом и отзывчивостью умел покорять сердца. К Якову Григорьевичу часто обращались крестьяне из окрестных деревень за советом, с просьбой написать письмо или заявление (он был единственным на всю округу грамотным, имел красивый почерк). И Яков Григорьевич никогда не отказывал людям. Мать, Евдокия Николаевна, по характеру была полной противоположностью отцу: строга и молчалива. Несмотря на свою тяжёлую болезнь, она находила силы, чтобы хлопотать по дому, работать в огороде, воспитывать 6-х детей — 5 мальчиков и девочку.

В начале 1920-х годов семья Головачёвых переехала из Кошелёва в Ветковский район. Отец стал работать здесь на лесоучастке. Урочище Шубино, где поселились Головачёвы, было поистине сказочным. Одинокий дом лесника стоял на возвышенности, на лесной поляне; к нему со всех сторон плотной стеной подступали дубы, ели и сосны. Недалеко от дома протекал красавец Сож, по которому днём и ночью плыли небольшие пассажирские и грузовые пароходы. “Тогда, в детстве, — вспоминал Павел Яковлевич, — они казались мне огромными и прекрасными. Особенно вечерами, когда палуба расцвечивалась огнями”.

Летом шумливая детвора весь день резвилась на лоне природы. Сбор ягод и грибов, ловля рыбы были самыми любимыми занятиями ребятишек. Особое удовольствие старший, Паша, получал от купания вместе с отцом в Соже. Мальчик рано научился плавать и не боялся заплывать до середины реки, на быстрину.

Семье на Ветковщине жилось нелегко, но она была дружной и неприхотливой, довольствовалась самой скромной пищей. “С ранней весны мы питались щавелем и луговым чесноком, — вспоминал П.Я. Головачёв. — Собирали ещё какие-то травы, высушив и растерев которые, мама добавляла в муку. Получались хлебные коржики, но и такой хлеб мы не имели возможности есть досыта. Летом дополняли свой рацион ягодами, грибами. Лакомились очень сладкой луговой клубникой”.

В длинные зимние вечера мать обычно хлопотала на кухне, дети же усаживались вокруг отца и при свете горящей лучины, затаив дыхание, слушали его рассказы о кавалерийских атаках и пулемётных тачанках, о том, как рвутся снаряды, выбрасывая вверх землю, засыпая ею солдат в окопах. А за окном таинственно шумел лес. Всё это вместе взятое создавало в детском воображении хотя и страшные, но романтические картины.

Шли годы, дети подрастали. В 8 лет Паша начал ходить в школу в городе Ветке (сегодня — средняя школа №1 имени А.А. Громыко). Он был очень любознательным мальчиком. Большую тягу к знаниям, к книге сумел привить своим питомцам учитель Фома Иванович Барсуков, которого Павел Головачёв вспоминал добрым словом до конца своей жизни.

Наступил 1930 год. На Гомельщине, как и по всей республике, развертывалась массовая коллективизация. Яков Головачёв перевёз семью в Чечерский район, вступил в колхоз и стал работать бухгалтером молодой сельхозартели имени К.Е. Ворошилова. Так закончился ветковский период жизни Павла Головачёва.

Жизненный путь Павла Яковлевича Головачёва завершился 2 июля 1972 года после непродолжительной болезни. Похоронен в Минске на Восточном кладбище.

Решением Совета Министров БССР его именем названы Гомельское ГПТУ №56, улица в Гомеле, совхоз на его родине в Буда-Кошелёвском районе. На Гомельском деревообрабатывающем комбинате, где начал свой трудовой путь Герой, установлена мемориальная доска. В городе Гомеле также установлен памятник Герою, на родине — в деревне Кошелёво — установлен бронзовый бюст. В городе Городок Львовской области Украины на улице имени Павла Головачёва установлена мемориальная доска. В музее Краснознамённого Белорусского военного округа в Минске есть любовно оформленный уголок П.Я. Головачёва.

Помнят о бывшем ученике СШ №1 и в городе Ветке, где в школьном музее силами учащихся и учителя истории Сергея Николаевича Перепелюка собраны фотографии и документы, рассказывающие о жизни и боевой деятельности героя Великой Отечественной войны.

Николай ЮРЧЕНКО.

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.