Продаём бабушкин дом

На вопросы читателей районки отвечает заведующий государственной нотариальной конторой Ветковского района Дмитрий Викторович Кулаков.

От бабушки по наследству мне достался дом в деревне, который приватизирован, и я бы хотел его продать. Как я могу это сделать? Какие необходимы для этого документы?

— Поскольку переход права собственности на дом как объект недвижимости и связанные с его использованием права в соответствии с законодательством подлежат государственной регистрации, перед тем как продать доставшийся по наследству дом, необходимо удостовериться, что свидетельство о праве на наследство по закону или по завещанию зарегистрировано в органе по государственной регистрации и земельному кадастру, территориально расположенному по месту нахождения недвижимого имущества (в областных городах это агентства, а их филиалы или бюро есть во всех районных центрах). Иначе говоря, на свидетельстве должны стоять две печати: нотариальной конторы и бюро (агентства) о государственной регистрации и земельному кадастру.

Необходимо уточнить, завершена ли процедура приватизации, то есть в полном ли объёме выплачены деньги за приватизацию дома и земли (если земля приватизировалась), при этом проверить правовой режим земельного участка, на котором расположен дом: земля может быть приватизирована, а может быть предоставлена в пожизненное наследуемое владение. Разница в том, что приватизированная земля — частная собственность (поскольку приобретена у государства за деньги); неприватизированная — государственная собственность, выданная пожизненно (без выкупа) для строительства и обслуживания жилого дома, для ведения личного подсобного хозяйства и т.д., в том числе с правом наследования. Приватизированный участок земли можно продать или завещать (без дома), участок же земли, переданный в пожизненное владение, передаётся новому владельцу только вместе с проданным домом автоматически. При совершении сделок с домом земля изымается у прежнего владельца и решением исполкома или сельсовета предоставляется новому в тех же размерах и на том же правовом положении.

В любом случае, земля должна быть зарегистрирована.

Далее вам необходимо обратиться в районное бюро по государственной регистрации и земельному кадастру и получить справку для совершения нотариальных действий на дом и на землю, получить справку из районной налоговой инспекции об отсутствии задолженности по налогам, получить справку из сельсовета о наличии прописанных (зарегистрированных) в продаваемом доме.

В случае наличия граждан, прописанных в доме, а также если есть иные наследники продаваемого дома и земли, имеющие долю в праве собственности, необходимо получить их согласие на продажу дома.

Документы, необходимые для совершения сделки с недвижимым имуществом, могут быть собраны вами самостоятельно, а могут быть истребованы нотариусом, к которому вы обратитесь за удостоверением сделки, по принципу “одно окно”.

Договор купли-продажи дома также подлежит государственной регистрации в агентстве (бюро) по государственной регистрации и земельному кадастру в порядке, предусмотренном Законом “О государственной регистрации недвижимого имущества”.

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.