Богата Ветка …песками и мелом

К числу действующих сегодня на территории района предприятий и организаций строительного комплекса, которые в силу специфики своей работы в той или иной мере потребляют минеральное сырьё строительного назначения — песок, относятся филиал ДРСУ-185 КПРСУП “Гомельоблдорстрой”, коммунальное дочернее унитарное предприятие мелиоративных систем “Ветковское ПМС” и коммунальное дочернее строительное унитарное предприятие “Ветковская ПМК-93”.

Для нужд строительных организаций разработаны и используются 3 промышленных карьера по добыче строительного песка. Для строительства и ремонта дорог ДРСУ-185 использует месторождения, расположенные около деревень Беседь и Подкаменье. КПРСУП “Гомель-стройматериалы” занимается разработкой части месторождения строительных песков “Сожское”. Ветковская ПМК-93 для строительных работ вынуждена доставлять сырьё из речного порта г. Гомеля, так как местные месторождения радиоактивно небезопасны. Также открыто 15 внутрихозяйственных карьеров для потребностей сельскохозяйственных предприятий.

В целом на территории Ветковского района выявлено 13 месторождений строительных песков. К промышленному освоению подготовлены два из них — “Беседьское” и “Сожское”. Остальные 11 месторождений находятся на территории с загрязнением 15-40 Кюри на км кв. и малоперспективны для широкого промышленного освоения, хотя могут успешно использоваться для нужд дорожно-строительных организаций.

Месторождение “Беседьское” находится на территории Ветковского ботанического заказника, в зоне с радиоактивным загрязнением 15-40 Кюри на км кв., и освоение его в ближайшем будущем не предусматривается. Наиболее перспективным для промышленного освоения месторождением строительных песков является месторождение “Сожское”. Качественная характеристика полезного ископаемого этого месторождения произведена по всем показателям, предусмотренным для силикатных изделий и строительных работ. Установлена пригодность полезного ископаемого для использования в качестве сырья для производства силикатного кирпича и изделий из ячеистого силикатобетона, для штукатурных и кладочных растворов. Суммарные запасы по месторождению строительных песков “Сожское” составляют 16,086 миллиона метров кубических. Гомельский комбинат строительных материалов сейчас осваивает западную часть месторождения.

В последние годы в стране наблюдается настоящий строительный бум. Возводятся новые промпредприятия, строится жильё. Естественно, что для этого требуется большое количество стройматериалов, и в первую очередь цемента. А в нашей области нет цементных заводов, доставка цемента из других регионов связана со значительными затратами. К тому же Гомельский агропромышленный регион является крупнейшим потребителем известковых материалов в Беларуси. В настоящее время потребности региона удовлетворяются за счёт импорта известняка из Украины, а также за счёт ввоза негашёной извести и цемента из Могилёвской и Гродненской областей. Гомельскому комбинату стройматериалов и стекольному заводу в Костюковке известь поставляет Красносельский цементный завод, расположенный в Волковысском районе, — более 500 км по железной дороге. В то же время запасы мела на Гомельщине являются крупнейшими в Беларуси. На территории Ветковского района находится шесть месторождений мела: “Беседь”, “Беседь І”, “Забочь”, “Закружье”, “Подкаменье”, “Широкое”. Из них единственное, полностью подготовленное к промышленному освоению, — “Широкое”, которое расположено вблизи южной окраины деревни Некрасово Светиловичского сельсовета.

Это месторождение было выявлено в 1929-30 годах, и до войны здесь работала кустарная артель “Большевик” по выработке извести. Располагалась артель в деревне Хлусы (позже деревня будет переименована в Некрасово) Железницкого сельсовета. Но в декабре 1943 года Светиловичский райком партии докладывал Гомельскому обкому о плачевном состоянии артели: “До оккупации артель имела 3 своих помещения и все они при немецкой оккупации уничтожены. Печь для обжигания извести разорена. Членов артели на месте нет, укомплектовать артель новыми членами в данный момент не представляется возможным. Ввиду того, что в строительном материале, особенно в извести, ощущается острая нужда и учитывая громаднейшие залежи в районе деревни Хлусы извести и удобство её транспортировки по реке Беседь, нами возбуждено ходатайство перед облисполкомом об организации в Хлусах государственного предприятия по выработке извести. Вопрос этот пока ещё не решён”. (Вы видите, уважаемый читатель, схожесть ситуации того времени и сегодняшней?! Та же острая нужда в стройматериалах, только транспортировка была удобной, речной, — в наше время здесь нужна ветка железной дороги.)

Вопрос строительства Светиловичского известкового завода был решён положительно, и до конца 1970-х годов добыча мела здесь осуществлялась открытым способом. Добытое на месторождении меловое сырьё использовалось для производства извести, которая была востребована в строительной промышленности и в сель-ском хозяйстве. Разработка мела здесь прекращена более 30 лет назад и уступы карьера заплыли поверхностными наносами.

Мел месторождения “Широкое” — чистый, белый, с голубоватым оттенком, соответствует высшему классу А и пригоден для производства воздушной извести 1-го сорта. Установленные геологопоисковой разведкой запасы высококачественного мелового сырья на месторождении составляют более 430 миллионов тонн.

Как считают специалисты, на месторождении “Широкое” добычу мела можно начинать примерно через неделю после доставки туда необходимой техники — это время понадобится для расчистки технологического уступа и подъездных путей.

Учёные считают, что наиболее рационально было бы разместить завод по производству извести и цемента на левом берегу Беседи, в районе д. Глыбовка, расположенной на расстоянии около 2,5 км от месторождения. Переброску мелового сырья на это расстояние можно осуществлять наиболее простым и дешёвым способом — с помощью подвесной канатной дороги. Это существенно упростило бы решение вопроса о строительстве железнодорожной ветки из Гомеля, необходимой для поставки оборудования и глинистого ингредиента для цемента на завод и вывоза готовой продукции с завода.

В каком месте будет построен цементный завод, пока точно не известно. Право его строительства принадлежит иранской компании “Azarab Ind. Co”, которая в 2008 году выиграла конкурс по выбору инвестора для промышленной разработки мела “Подкаменье” и строительству на его базе цементного завода с объектами инженерно-транспортной инфраструктуры. Но в подписанном в мае 2010 года договоре о реализации инвестиционного проекта значилось и право промышленной разработки месторождения мела “Широкое”.

Специалисты РНИУП “Институт радиологии” пришли к выводу, что суммарные затраты на промышленное освоение месторождения “Подкаменье” окажутся, как минимум, в полтора раза большими, чем затраты на освоение месторождения “Широкое”. Только на доразведку “Подкаменья” до уровня разведанности “Широкого” необходимо затратить около 0,5 миллиона долларов США (средняя мощность вскрышки — 16,5 м).

Проекту промразработки месторождений мела и строительства на их базе цементного завода придаётся большое значение в плане социально-экономического развития региона, поскольку его реализация предполагает создание высокотехнологичного производства, новых рабочих мест, обеспечение поступлений в бюджет, выплату заработной платы, выпуск востребованной и конкурентоспособной продукции.

Татьяна БОСЯЧЕНКО.

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.