Главный агроном ОАО «Столбунский» Виктор Хомченко для северной части Ветковского района человек не случайный. Родился в Перелёвке, закончил техникум, Академию в Горках и трудовой путь начал в родных местах — в совхозе «Северный». В Столбун пришёл при объединении в 2011 году вместе со своим хозяйством и возглавил растениеводство.
«Так что я доморощенный», — шутит Виктор Дмитриевич. — «Всю свою сознательную жизнь прожил и проработал здесь». В целом же — 41 год в агропромышленном комплексе.
— Все эксперименты над сельским хозяйством с середины 80-х знаете не понаслышке?
— Да, все. Были, конечно, хорошие годы. Но хозяйство у нас непростое — и по балльности земель, и в рабочей сфере, и по технике — так что сложных периодов было не мало. Но мы живем.
— Интересно Ваше мнение, как специалиста. Многие хозяйства отказались от исконного белорусского продукта — картофеля. В то же время, на соседней Брянщине сейчас активно высаживают сотни гектаров. В чём причина?
— Это не сам картофель виноват, что мы от него на какое-то время отказались. «Виновато» то, как мы его возделываем. Необходим набор специализированной техники, которой у нас уже нет.
Но основная причина, по которой свернулись в нашем хозяйстве посевные площади по картофелю, отсутствие картофелехранилища. Все эти дедовские методы хранения — закрытые бурты — ушли в историю, как нерациональные. Картофелехранилище должно отвечать современным требованиям. Его отсутствие и повлияло на решение уйти от картофеля. Думаю, это перспектива на будущее. Но для этого нужна целая программа и инвестирование.
— А на данном этапе, что наиболее перспективно для вашего хозяйства?
— Мясомолочная продукция, выращивание кукурузы и люцерны. Люцерна — культура на начальной стадии дорогая. Потому что семена у нас в республике не производятся. Но потом лет пять-шесть можно только подкармливать, подкашивать, собирать корма. Ну и кукуруза — тоже дорогостоящая по семенам и потребностям в гербицидах для обработки. Но зато эти культуры обеспечивают кормовую базу для производства мясомолочной продукции.
Ну и, кроме того, выгодно заниматься рапсом — для производства масла и переработки на дизельное топливо. На данный момент рапс в структуре наших посевов занимает 600 гектаров. Сеем ещё 80-100 гектаров гречихи — для нужд области и республики: для детских учебных организаций, для питания в больницах.
— Неглюбские земли органично влились в ваше хозяйство после недавнего соединения хозяйств?
— Вот только что с руководителем хозяйства объезжали их. Напоминают по своему характеру Витебские земли.
Получается, что контурность Столбунской зоны в сравнении — гораздо крупнее. Там есть поля по 100-200 гектаров. А здесь, возле Неглюбки, мелкоконтурные, да еще заболоченные.
Если пригнать на поле в 100 гектар современный производительный комбайн, он работает в поте лица сутки-другие. А когда пригнал его же на маленькое поле в 15-20 гектар — пока разложились, быстро убрали, потом опять надо складываться…
Такие перемещения с поля на поле несут свои изъяны. Как минимум, большие и неэффективные временные затраты.
— И какое решение видите?
— Объединять все поля, которые здесь есть. Мы сейчас с руководителем ездили, оценивали — какие можно сделать ландшафтные преобразования, где участки осушить с помощью мелиоративной техники, какую землю можно добавить в сельскохозяйственный оборот. Работы еще много.
Подготовила Ирина ТАКОЕВА
