В августе выпускники бюджетных отделений вузов и ссузов прибывают по распределению к своим первым рабочим местам. К сожалению, не все и не всегда.
Наш разговор с Ольгой Сычёвой, председателем суда Ветковского района, — о негативной «изнанке» процесса — «дезертирстве» молодых специалистов и его последствиях через призму судебной практики.
— По окончании школы молодёжь стремится продолжить образование и поступить на бюджетное отделение высших или средних специальных учебных заведений. Но при этом не всегда понимает, какие обязательства на себя берёт. Некоторые абитуриенты и их родители преследуют единственную цель — продлить детство, беззаботные годы после школы. Но учёба пролетает быстро. А потом наступает проза жизни — обязательная отработка по распределению.
— И часть выпускников идёт на нарушение законодательства, не приезжая по распределению к первому месту работы. Чем это оборачивается для них?
— Даже если молодой специалист приезжает — увы, не всегда успешно адаптируется в коллективе. Например, не желает заниматься именно этой профессиональной деятельностью — у него начинается внутреннее отторжение, конфликты с нанимателем, прогулы. И молодого специалиста увольняют. Другим не нравится место распределения, и они просто не доезжают.
Всё это влечёт за собой материальную ответственность. Иными словами — полное возмещение затрат на обучение, если специалист не доехал, и возмещение затрат пропорциональное, если доехал и всё же отработал определённое время (это время будет отминусовано из общей суммы).
Механизм таков: работодатель сообщает о неявке к назначенной дате или увольнении молодого специалиста в учебное заведение. Учебное заведение, в свою очередь, производит расчёт затрат на подготовку и информирует молодого специалиста об итоговой сумме, которую нужно вернуть в бюджет. К слову, эта сумма ещё связана с проживанием или непроживанием студента в общежитии в годы учёбы. И если молодой специалист не возвращает эти средства в добровольном порядке, учебное заведение предъявляет иск в суд о взыскании расходов, затраченных на его подготовку.
— О каких суммах обычно идёт речь?
— Суммы разные: от 2 тысяч белорусских рублей до… максимальная цифра, которую я видела в своей практике, — 72 тысячи белорусских рублей.
— Насколько часто такие дела рассматриваются в Ветковском районном суде?
— Довольно часто. Например, в прошлом году поступило порядка 10 исков. Вот и сейчас подходит «сезон» — те учебные заведения, которым молодые специалисты не вернули средства в установленный законодательством срок, вскоре начнут предъявлять иски на возмещение затрат.
— Как правило, это вузы?
— Большей частью это Горецкая сельскохозяйственная академия и ссузы, готовящие специалистов сферы бытового обслуживания: поваров, продавцов, мастеров бытового обслуживания (маникюр, педикюр, парикмахерское дело). Мастеров бытового обслуживания очень часто не устраивает распределение. Во время учёбы они видят перед собой радужную картинку из интернета: масса клиентов, красивый салон, большой доход. К сожалению, реальность с этой картинкой чаще всего не совпадает.
Бывает, что у людей кардинально меняется жизненная ситуация — к примеру, вынуждены уехать в другую часть страны или за рубеж. Но, как правило, они сразу осознают, что будут вынуждены платить, и готовят эти суммы заранее, вносят средства добровольно и в установленный срок.
— Существуют ли легальные пути перевода молодого специалиста из одного региона в другой?
— Да, есть — по договорённости с нанимателем. Если молодой специалист нашёл себе место в другой организации по той же специальности, по которой ему необходимо проходить отработку, он должен согласовать своё намерение с нанимателем и учебным заведением. Если эта должность в сфере сельского хозяйства, то перевод необходимо одобрить в управлении сельского хозяйства райисполкома. Путь непростой, но вполне реальный, такие случаи бывали, и перевод молодого специалиста производился.
— Бывали ли случаи в районе, чтобы молодой специалист подавал в суд на организацию или учебное заведение?
— Такого иска не было. Однако в прошлом году в одном из споров молодой специалист заявляла, что её прогулы были совершены вынужденно, поскольку наниматель поставил её в невыносимые условия. Молодой специалист не могла осуществлять свои должностные обязанности. Поэтому, поставив в известность нанимателя, перестала выходить на работу. Ей было разъяснено право предъявить иск о признании увольнения незаконным.
Но дело не получило хода. То ли не чувствуя своей правоты, то ли не будучи уверенной в себе, девушка не подала встречный иск. И спор был разрешён исходя из того, что есть.
Молодой специалист может успешно отстаивать свои трудовые права. Но пока он не предъявит свои требования — например, об изменении формулировки причины увольнения, о признании увольнения незаконным, — суд не сможет рассматривать этот вопрос. Суд связан рамками Гражданского процессуального кодекса. Дела рассматриваются только в пределах заявленных требований.
Ирина ТАКОЕВА
Фото из интернета, носит иллюстративный характер
