Старообрядческое Клинцы на выставке в Гомеле
Новогодний подарок Гомельчанам
Выставка «Клинцы старообрядческие. Взгляд художника» представлена в гомельском филиале Ветковского музея старообрядчества и белорусских традиций имени Ф.Г. Шклярова. В завершение Года исторической памяти выставка предлагает взглянуть на недалёкий географически и близкий по духу для Ветки российский город сквозь призму общей истории. В сентябре похожая экспозиция была развёрнута в Ветке, о чём рассказывала наша газета. После этого ветковчане решили, что погрузиться в атмосферу старообрядчества и увидеть уникальные исторические артефакты должны также жители и гости Гомеля.
Открытие выставки «Клинцы старообрядческие» проходило в тёплой дружественной атмосфере, полной любознательных молодых глаз, для которых живой водой стал опыт научных сотрудников Ветковского музея старообрядчества и белорусских традиций. Конечно же, гости музея воспользовались и уникальным шансом пообщаться с молодым клинцовским художником Дмитрием Пауковым, работы которого составили основу выставки.
Организаторы также дополнили экспозицию книгами клинцовской типографии, которые хранятся в Ветке. В их числе Лимонарь, Пролог, Псалтырь, Евангелие и другие старопечатные книги второй половины XVIII века. В итоге сложился уникальный набор исторических памятников и произведений искусства, которые рассказывают о прошлом и настоящем старообрядческих Клинцов. Кстати, этот город для подробного знакомства выбран неспроста, ибо он являлся частью одного с Веткой старообрядческого региона.
Выставка являет собой квинтэссенцию современного и древнего творчества, взгляда на мир. Представленные экспонаты дают посетителю возможность переместиться на несколько столетий назад: в те времена, когда ревнители древнего православия бежали от преследований царского правительства в пределы Речи Посполитой. Именно они создали на Гомельской земле мощный очаг культуры и благочестия, превратив своё творчество в небывалый синтез византийских корней и барокко. Ветка создала свой стиль во всём: иконописи, орнаментах рукописей, прикладном искусстве. После двух «выгонок с Ветки» Клинцы стали продолжать традиции, явились преемником явления «Большая Ветка». В XVIII веке в Клинцах функционировали две типографии, в которых трудились известные ветковчанам Дмитрий Руковишников, Яков Железников с сыном Василием, Фёдор Карташов с сыном Акимом. Они создавали искусство с помощью шрифтов и гравюр, а потому часть выставочного пространства посвящена теме клинцовской типографии и клинцовским старопечатным книгам из коллекции Ветковского музея.
Главный же элемент экспозиции — серия картин Дмитрия Паукова, посвящённых старообрядческому храму Преображения Господня и важным событиям жизни клинцовского старообрядческого прихода. Сюжеты его работ раскрывают историческое значение клинцовской религиозной традиции — через резные элементы архитектуры, где каждый завиток имел сакральное значение, через образы молящихся людей, оставшихся верными своим традициям и убеждениям, через таинства обрядов и быта.
Художник является уроженцем города Клинцы Брянской области. С детства занимался живописью, по специальности «изобразительное искусство» получил образование в Брянском государственном университете и Российской академии живописи, ваяния и зодчества. Участник многих международных пленэров и выставок в Польше, Судане, Индонезии и России. Особое место в творчестве Дмитрия занимает реставрация икон, сейчас вместе с коллегами мастер работает над восстановлением церкви в селе Машково-Сурёна близ города Мичуринска в Тамбовской области.
Важно также отметить, что логическим дополнением картин Дмитрия Паукова являются фотографии прихожанина клинцовского храма Михаила Балакина, который много лет запечатлевал на камеру жизнь прихода. В его объектив попали праздники и ежедневные службы, иные моменты из жизни религиозной общины.
Выставка посетила ряд городов России и в сентябре закономерно очутилась в Ветке, благодаря чему прибрела международный характер. В Гомеле экспозиция будет работать до конца текущего года.
С. ВЯТОСЛАВ.