Как вышитый белорусской крестьянкой орнамент стал национальным достоянием

Суверенная Беларусь — страна на политической карте молодая, но со своей богатейшей историей, культурой и уходящими в глубокую древность народными традициями. Они во многом определили наш менталитет и духовный код нации. Устремление к счастью, свободе и лучшей жизни через трудолюбие, которым всегда выделялись наши предки, нашло отражение и в главных символах страны. Белорусская Советская Социалистическая Республика стала одной из первых стран в мире, использующих национальный орнамент в качестве элемента государственного флага.

Сакральный смысл

В 1951 году авторитетный историк искусствоведения, профессор Михаил Кацер получил задание президента Академии наук найти для нового флага БССР знаковую деталь, которая смогла бы подчеркнуть самобытность и менталитет белорусского народа. Михаил Сергеевич тогда заведовал сектором этнографии и фольклора Академии наук. В архивах он обнаружил рушник своей сестры Матрёны, полученный во время одной из этнографических экспедиций. В научном сообществе решили, что узор на нём, как никакой другой, близок мировоззрению белорусов. Художник Михаил Гусев адаптировал орнамент под изображение на главном символе республики.

Второе рождение флаг получил уже во времена независимой Беларуси. И это был выбор народа: после референдума 14 мая 1995 года страна вернулась к прежним символам с небольшими изменениями, а орнамент стал красным на белом фоне (на флаге БССР он был белым на красном фоне).

Основу орнамента на флаге Беларуси составляет древний узор «восходящее солнце». В его центре расположен ромб с отходящими от него «крючками», называемыми также «вёслами» или «рогами». Они символизируют движение и вечность. Сам по себе ромб является символом богини плодородия. Это своеобразное изображение засеянного поля. Вокруг него расположены знаки, которые должны призывать удачу и богатый урожай, а также способствовать исполнению праведных и добрых желаний. Маленькие ромбы означают хлебы, пищу, которая важна и для духа, и для тела. Через такие символы орнамент отражает культуру и историю народа.

Жизнь Матрёны

30-06-2021 Витебская область, г.Сенно. Сенненский историко-краеведческий музей. Экспозиция, посвященная Матрене Маркевич. Фото Антона Степанищева

Известно, что судьбоносный рушник Матрёна Кацер (в замужестве Маркевич) выткала в 1917 году. Правда, о своей роли в создании государственной символики узнать ей не довелось. Лишь в 2015 году на малой родине мастерицы, в центре Сенно, появился памятный знак в её честь — «Родны край». Подробности непростой судьбы Матрёны Маркевич, попавшей под безжалостное колесо истории, можно узнать в районном историко-краеведческом музее.

В скромной экспозиции, конечно же, изображение государственного флага с расшифровкой символов, созданных рукодельницей, её пенсионное удостоверение, семейные фотографии и текст письма дочери Зинаиды Пашкевич. Из него узнаём, что мастерица родилась в семье зажиточного крестьянина. Родители воспитывали семерых детей. Хозяйство было большое, и ребятню рано приучали к тяжёлому крестьянскому труду. Матрёна в детстве переняла у матери талант к рукоделию — пряла, ткала, вязала, вышивала. И грамоту тоже освоила. Умницу и красавицу выдали замуж за Алексея Маркевича, тоже из семьи зажиточных крестьян. Брак был счастливым.

«В семье нашей никогда не было раздоров, — пишет дочь, — и жили в достатке, но для этого много работали. Двое из шестерых братьев и сестёр умерли ещё маленькими от тифа. В 1933 году наступила чёрная полоса: нас раскулачили. Отца увезли в неизвестном направлении. Больше его не видели…»

Во время войны Матрёна Маркевич потеряла сына Михаила, но ради остальных детей старалась держаться. Пекла хлеб партизанам, а дети носили его в лес. После войны продолжала работать в колхозе. Отдушиной в тяжком труде и грустных мыслях о непростой доле было рукоделие. Умерла Матрёна Сергеевна в 1957 году в возрасте 71 года.

Директор Сенненского историко-краеведческого музея Ива Шубко рассказала, что много узнать о судьбе Матрёны Маркевич удалось от самих родственников. Её дочь во время приезда на Сенненщину в 2014 году передала музею вышитый мамой рушник, но не тот, узор с которого использовался для изображения на флаге. Увы, семейных реликвий осталось немного. Большинство из них хранилось на даче Михаила Кацера, где случился пожар, в котором трагически погиб профессор. Возможно, там же берегли и оригинальный рушник.

— Узор, вытканный Матрёной Сергеевной, — древний, — подтверждает Ива Шубко. — Такие узоры были распространены в рукоделии белорусских крестьянок, которые трепетно хранили традиции предков. При этом каждая хозяйка, конечно, могла внести элементы импровизации, что-то от себя или обычаев вышивания своей малой родины.

30-06-2021 Витебская область, г.Сенно. Сенненский Дом ремесел. Близится к завершению создание 5-метрового рушника-оберега. Фото Антона Степанищева

Новая страница памяти

Матрёна Маркевич покоится на гражданском кладбище в деревне Костелище, сожжённой во время войны и не возродившейся. Отыскать могилу и увековечить память землячки удалось во многом благодаря настойчивости сенненского краеведа Василия Бондаревича. О причастности мастерицы к государственной символике долгое время даже на малой родине знал узкий круг любителей истории. Василий Викторович несколько лет занимался изучением этой темы, отыскал родственников, вёл с ними переписку, а также предложил эскиз памятника «Родны край», который дополнил и воплотил в жизнь известный скульптор Иван Казак. Символично, что открытие ставшей культовой для района достопримечательности состоялось во время празднования Дня Независимости в 2015 году. На праздник приехали родственники Матрёны Маркевич. Они — частые гости в Сенненском районе, всегда посещают могилу Матрёны Сергеевны. Например, внучка мастерицы Дина Кацер охотно общается с журналистами, собирает материалы об известной бабушке. Она считает, что история — фундамент, на котором строится современная жизнь. Дина Прокоповна уверена:

01-07-2021 Витебская область, г.Сенно. Памятный знак «Родны край» в центре Сенно в честь землячки Матрены Маркевич – автора узора, который взят за основу орнамента на флаге Беларуси. Фото Антона Степанищева

— Наш орнамент — это наша жизнь. Это наши трава, земля, поля. Это всё наше. И что вы хотите, чтобы кто-то забрал наше? Да такого не может быть! Мы же независимые люди и должны остаться такими. И будем такими!

Антон СТЕПАНИЩЕВ.

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.