Премьера фильма о Столбуне

Премьерный показ документального полнометражного фильма режиссёра-сценариста Галины Адамович «Стрела» состоялся недавно в Минске. Картина рассказывает о трёх жительницах Столбуна, которые поют в деревенском ансамбле. Однако раз в год их пение имеет сакральный смысл: на сороковой день после Пасхи, на Вознесение, они проводят древний обряд «Стрела», защищающий жителей деревни.

В Малом зале столичного кинотеатра «Пионер» во время показа не было свободных мест. Зрители пришли узнать ещё одну уникальную историю, снятую талантливым белорусским режиссёром. И не пожалели! Тем более что историй на самом деле оказалось гораздо больше. И в каждой из них можно найти что-то своё, родное.

За премьерой у фильма начинается прокатная жизнь. А это означает, что мы будем с нетерпением ждать появления «Стрелы» на ветковских экранах.

Многие в зале уже с первых кадров фильма «Стрела» были растроганы до слёз. Сдержать эмоции оказалось невозможно. Героини фильма — три женщины, участницы фольклорно-этнографического коллектива «Стаўбунскiя вячоркi» — поют народные песни в колоритной манере. Да так, что эти песни с сакральным смыслом, заложенным тысячелетия назад, затрагивают глубинные струны души, отвечающие именно за родовую, генетическую память.

Проплакала от первой до последней секунды 52-минутного фильма и я. Казалось, что одна из героинь именно моя бабушка. Круглолицая, весёлая, с острым чувством юмора. Стоит посреди огорода в пёстрой «хустцы» и вспоминает о муже — любителе выпить «чарочку» после работы. Рассказывает, как приходилось терпеть его несговорчивый характер. Бывало, и с кулаками «гаспадар» на неё накинется. О тяжкой женской доле говорится и в песнях: «Я як розачка цвiла, а за п’янiцу папалась — завяла, як трава. Каму радасць, каму шчасце, а мне гора ды бяда!»

Мудрая белорусская женщина всё терпит, утихомирит буяна, а на утро, когда супруг проспится, вкусный завтрак ему подаст. И слова плохого не скажет. Так и жили испокон веков многие белорусские семьи. Детей растили. Только внуков деревенские мужики не дождались. Ушли на тот свет без поры. В этом заключена для столбунских женщин (и не только для них) большая трагедия. Поэтому во многих песнях прослеживается желание сберечь мужскую часть населения деревни: «Ты иди, стрела, только вдоль села. Ты не бей, стрела, добра молодца…»

Полно было житейских печалей у наших бабуль. Бывало, непутёвые мужики и на других засматривались. И снова мудрые женщины терпели. Спустя годы лихо заменяют слёзы искромётным юмором, поют частушки:

А мне мiлы гаварыў:

«Ты ў мяне дзясятая».

Не, мой мой мiлы, дарагой,

Ты ў мяне саракавой!

И сейчас, собираясь на вечёрки, столбунские певицы вспоминают, как впервые познакомились, как замуж выходили, как свой дом строили. И ни слова плохого об ушедших мужьях от них не услышишь. Во всепрощении, в долготерпении и заключена их мудрость.

В фильме звучит ответ на вопрос, почему стоит выходить замуж один раз и на всю жизнь.

— Как пойдёшь замуж, главное — уважение, — рассуждает одна из героинь. — Хотя муж и не люб, но всё равно зови его «миленький». Первая пара семейная собирается — от Бога, вторая — от злого, третья — от чёрта. В семье важно понимать, принимать, прощать…

Откуда исходит эта жертвенность, возводящая исполнительниц сакральных песен на высокий духовный уровень? Может быть, сама стрела, которой они возносят свои молитвы, делает их вторыми после Бога на Земле?

Женщины, несмотря на почтенный возраст (многим уже за 80), каждый год на сороковой день после Пасхи, на Вознесение Господне («Ушэсце»), проводят обряд «Пахаванне стралы». Он, по представлениям, может защитить родную землю от разных бед и невзгод.

Понятие «стрелы» — это и небесная молния, и пожар, и война, и болезни. Причём участницы древнего обычая не просто поют, а ещё и истинно верят, что их песни-заклинания слышны Богу. Иначе как объяснить такие явления? Едва женская часть деревни после службы в церкви и крестного хода начинает взывать к небу о хорошем урожае, через мгновение может пойти ливень.

Во время работы над фильмом режиссёру Галине Адамович тоже пришлось молить стрелу об успешном завершении картины. Она рассказала про момент, когда уже был отснят весь материал и осталось только запечатлеть сам обычай:

— Уже заправили машину, чтобы отправиться из Минска в Ветковский район, как пришло сообщение, что бабушки не пойдут водить стрелу. Им запретили дети из-за вероятности подхватить коронавирус. Мы уже подумали, что придётся отложить съёмки ещё на год. Но, к счастью, всё завершилось благополучно.

Почему в обряде принимают участие только женщины? Исследователи считают, что это свидетельство эпохи матриархата. К слову, возле деревни Столбун археологи обнаружили следы пребывания человека, относящиеся к периоду 11-тысячелетней давности. Кто знает, возможно, с той поры и берёт корни давний обычай, оберегающий землю белорусов от всякой беды? Задача современников — сохранить уникальную традицию и передать будущим поколениям. Фильм Галины Адамович — весомый вклад в это большое и нужное для светлого будущего нашей страны дело.

Отметим, Галина Адамович — одна из самых именитых режиссёров-документалистов в Беларуси, в чьих работах отражения находят как остросоциальные темы, так и простые человеческие судьбы. Среди картин режиссёра: «Хороших девочек не бьют», «Лебеди», «Вядо», «Инокиня» и другие.

Марина КУЗЬМИЧ.

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.