В Беларуси ведётся работа по внесению изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О туризме»

В Беларуси ведётся работа по внесению изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О туризме».  Задача нормативно-правового акта — защитить туристов от действий недобросовестных туроператоров, а также от различных внештатных ситуаций. Как, например, пандемия коронавируса, которая парализовала в 2020 году туристический бизнес.

— Проблемы с туристическими компаниями сохранялись на протяжении последних нескольких лет, но пандемия многократно их обострила, наглядно показав полную неспособность рынка туристических услуг, а порой и простое нежелание туроператоров полноценно реагировать на внешние происшествия и оказывать помощь туристов, — рассказывает начальник отдела образования, спорта и туризма Ветковского райисполкома Татьяна Помозова. — В результате туристы оставались и без приобретенных туров, и без денег, а в отдельных случаях вообще наедине со своими проблемами, поскольку турфирмы устранялись и по-прежнему устраняются от решения споров с туристами, прибегая либо к ликвидации и другим способам ухода от ответственности.

В 2020 году Министерством спорта и туризма рассмотрено свыше 700 обращений по тематике туризма, где туристами освящались проблемы с возвратом им денежных средств, с бесконечными переносами туров, прекращением турфирмами контактов с туристами, ликвидацией отдельных компаний и многие другие вопросы. Вопросы возврата денежных средств за туры решаются между туроператорами и туристами по настоящее время, и шансы туристов на благоприятный исход пока весьма призрачные. Примечательно, что обращения продолжают поступать в ведомство (около 30 обращений с начала 2021 года).

— Пандемия, безусловно, явление опасное и массовое, однако даже при таких обстоятельствах жизнь не остановилась, а, наоборот, перестроилась под реалии коронавируса, и туризм в данном случае не исключение. Ведь уже на текущем этапе туроператорами предлагаются туры на лето по открытым сейчас направлениям (Болгария, Черногория, Тунис, Турция, ОАЭ, Россия и т.п.), равно как в комплексы туристических услуг включаются услуг по прохождению ПЦР-тестов, — продолжает Т. Помозова. — Поэтому следует понимать, что в туризме даже при изменённых реалиях турист должен быть защищённым в своих правах и законных интересах. Следовательно, нельзя отлагать принятие на текущем этапе нового Закона Республики Беларусь ”О туризме“, ведь непринятие мер по защите прав туристов приведет к ещё более плачевным последствиям, чем те, что сложились на сегодняшний момент.

В мировой практике финансовая ответственность туроператора при международном выездном туризме (Российская Федерация, Республика Казахстан, Республика Польша, Латвийская Республика, Федеративная Республика Германия и т.п.) уже давно стала аксиомой. К слову, в России и Польше введено применение нескольких форм финансового обеспечения ответственности туроператора, равно как между ними существует вариативность. Так, в РФ предусмотрены страхование ответственности туроператоров и банковская гарантия, между которыми туроператор может выбирать, или фонд персональной ответственности туроператора, который формируется туроператором независимо от вышеуказанных форм финансового обеспечения. В Польше также отмечено применение нескольких форм финансового обеспечения ответственности туроператора: страхование ответственности туроператора, банковская гарантия и компенсационный фонд. В Казахстане действует лицензирование туроператорской деятельности, а также обязательное страхование его ответственности. В Германии в сфере туризма действует Insolvenzversicherung — обязательное наличие у туроператора договора страхования на случай банкротства.

Следует сказать, что турист – не единственная категория участников, которым требуется правовая защита. Существует такая категория предпринимателей, как турагенты, которые являются обычными продавцами сторонних туров, получая свой невысокий процент за посредничество.

На практике возникла ситуация, особенно сейчас, что нести полный объём ответственности приходится именно турагентам. Поскольку задолженность за нереализованные туры во много раз превышает их процент по комиссии, данное обстоятельство зачастую приводит к банкротству и ликвидации турагентов и их вытеснению с рынка туристических услуг. Данное обстоятельство также сказывается на защите прав потребителей, поскольку, не имея договора с туроператором, турист в связи с фактическим уходом турагента не может предъявить претензию туроператору либо обратиться в суд с иском. Поэтому возникает вопрос разделения ответственности турагента и туроператора, сохранив за агентом посредническую функцию, а за туроператором функцию основного исполнителя по собственным турам.

— Ещё одной составляющей туризма является экскурсионное обслуживание, и в настоящее время существует проблема так называемых экскурсоводов-нелегалов, которые проводят экскурсии, не имея свидетельства об аттестации экскурсовода, тем самым, вытесняя грамотных и опытных экскурсоводов, — продолжает Татьяна Помозова. — Более того, здесь важным является и идеологический аспект, ведь лицо, проводящее экскурсию, должно понимать, какое представление о стране может сложиться у туристов, нельзя искажения исторических фактов и оскорбления имиджа страны. Поэтому в законопроекте планируется предусмотреть, что экскурсии могут проводиться только аттестованные экскурсоводы и гиды-переводчики, и ввести запрет на проведение экскурсий неаттестованными лицами.

— Эффектом принятия нового Закона Республики Беларусь ”О туризме“ станет вытеснение недобросовестных игроков с рынка, а также укрепление позиций и правовой защиты наиболее уязвимых категорий участников. Очевидно, что время перемен в туризме уже настало, поэтому принятие нового Закона Республики Беларусь ”О туризме“ необходимо на текущем этапе, — резюмировала Татьяна Александровна.

Вероника ЯРМАК, главный специалист отдела образования, спорта и туризма.

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.