В работе с обращениями граждан мелочей не бывает

Работа с обращениями граждан является одной из важнейших задач государства по защите прав и законных интересов граждан и повышению качества жизни людей на основе реализации конституционных требований по взаимной ответственности государства перед гражданами и граждан перед государством. Потому состояние работы с обращениями является одним из основных критериев оценки деятельности органов государственного управления.

Да, работа с обращениями граждан и юридических лиц для органов власти и депутатского корпуса Ветковщины — не новая, её даже можно назвать хорошо отлаженной. Вместе с тем появляются новые формы, которые себя неплохо зарекомендовали. Это диалоговые площадки, общественные приёмные, выездные мероприятия информационно-пропагандистских групп. Встречи с людьми — это те же обращения граждан, которые поступают уже лично. Главное, что в этой работе не должно быть волокиты и формализма. Ведь по этой работе судят о работе государственной власти.

Насколько оперативно, чётко и качественно работает в данном направлении Ветковский районный исполнительный комитет? Ответ на этот порос был дан в ходе заседания райисполкома, на котором заведующий сектором по работе с обращениями граждан и юридических лиц Светлана Метлицкая выступила с докладом об итогах работы органов власти в данном направлении в минувшем году. Сегодня Светлана Анатольевна для читателей районки рассказывает о том, каким образом в райисполкоме были рассмотрены и решены вопросы граждан.

Своевременное и качественное рассмотрение обращений граждан и юридических лиц является одним из приоритетов для Ветковского районного исполнительного комитета. И работа эта действительно не маленькая.

Судите сами: общее количество письменных, устных и электронных обращений, поступивших в райисполком в 2020 году, составило 201. Из двух сотен поступивших в райисполком обращений 44 решены положительно для заявителей, на 128 обращений даны разъяснения в соответствии с действующим законодательством и лишь 29 ещё находятся на контроле. Кроме того, в 2020 году нам на первоначальном этапе удалось снять с повестки дня свыше 1000 обращений, большинство из которых были решены после проведения с заявителями консультационной и разъяснительной работы, а часть — удовлетворена в полном объёме.

Анализ поступивших обращений показал, что граждане поднимают достаточно широкий круг вопросов. Так, 75 из 201 обращения (37,3%) касались предоставления сведений о периоде проживания для установления статуса пострадавшего от катастрофы на ЧАЭС, поиска захоронений родственников, погибших в годы ВОВ, разрешения споров между соседями по возведённым постройкам, оказания помощи в лечении ребёнка и другие. Вместе с тем вопросы коммунального хозяйства (44 обращения, 21,9% от общего числа обращений за год) и жилищные вопросы (31 и 15,4%) остаются самыми актуальными. Давайте рассмотрим некоторые из них.

Например, прошлым летом увеличилось количество обращений, связанных с перебоями в обеспечении населения качественным водоснабжением. Где-то остроту проблем удалось снять без особых материальных затрат. Но в большинстве случаев решение проблем земляков столкнулось с серьёзными организационными и финансовыми вопросами: необходимостью строительства станций обезжелезивания, проведения капитального и текущего ремонтов жилфонда, осуществления ямочного ремонта и восстановления асфальтного покрытия, благоустройства дворовых территорий. И именно из-за дефицита бюджетных средств, а не из-за безразличия к проблемам людей коммунальников, дорожников и власти, нам не удаётся в кратчайшие сроки решить данные вопросы.

Хотя признаюсь, что в некоторых случаях ускорить решение проблем удалось лишь после вмешательства в ситуацию районного исполнительного комитета. Например, жители дома №50 по ул. Батракова в Ветке в течение месяца обращались в КЖУП «Ветковское» с жалобами на ржавую воду, и только после обращения в райисполком вопрос стал решаться — проведена чистка и дезинфекция системы водоснабжения, приняты другие меры. Только после обращения в РИК в феврале 2020 года был наведён порядок на общественном кладбище в деревне Городок Столбунского сельсовета, пострадавшем от бури летом 2019-го. Как видите, законные требования граждан районная власть всегда удовлетворяет, а ответственным лицам на местах, допустившим волокиту в рассмотрении обращений, указано на недопустимость повторения подобных просчётов в работе.

Что касается проблемы присутствия на улицах наших населённых пунктов бродячих животных, то её накал не снижается в том числе и из-за несоблюдения самими гражданами правил содержания собак и кошек. Коммунальники отлавливают их с разным успехом еженедельно, но количество безнадзорных животных не уменьшается. И происходит это потому, что не уменьшается количество тех жителей Ветковщины, которые или выгоняют пса на улицу, или подкармливают бродячую собаку где-то за огородом. А через некоторое время та приносит приплод. Итог таких безразличия и доброты один — уличных собак не уменьшается, а следом не уменьшается количество обращений граждан по вопросам отлова бродячих животных. Вместе с тем не скрываем, что и коммунальники не всегда добросовестно подходят к решению данной проблемы. Потому вопрос этот находится на постоянном контроле в райисполкоме, который намерен выработать у коммунальной службы системность в работе по отлову безнадзорных собак.

Руководством райисполкома в минувшем году было проведено 107 личных приёмов граждан, на которых свои проблемы изложили 59 человек. Большая часть из них — 44 жителя Ветковщины — искали помощи и внимания у главы района, 15 человек обратились к заместителям председателя райисполкома.

Среди других озвученных в ходе этих приёмов проблем — жилищная. Несмотря на активное строительство в Ветке, количество обращений по вопросу выделения жилья не уменьшается: за 2020 год от граждан, нуждающихся в социальном жилье, от молодых специалистов и лиц, длительное время состоящих на учёте нуждающихся в улучшении жилищных условий, поступило 21 обращение. В основном им были даны ответы разъяснительного характера. А вот жалобы граждан на качество выделяемого жилья оперативно решались.

Следует отметить и факт увеличения количества обращений по вопросам работы сельскохозяйственных организаций района: расчёты за оказанные услуги, соблюдение трудового законодательства, правильность начислений заработной платы, выплата стипендий, содержание животных на фермах. За минувший год в райисполком поступило 16 таких обращений.

Наибольшее количество обращений в райисполком адресовали жители Хальчанского, Радужского и Малонемковского сельсоветов. Тематика жалоб и просьб — уличное освещение, снос аварийных деревьев, наведение порядка на гражданских захоронениях, споры между соседями по возведённым постройкам и границе земельного участка.

В вышестоящие и контролирующие органы от жителей Ветковского района в 2020 году поступило 66 обращений, что на 11 больше по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. 38 обращений в 2020 году против 28 в 2019-м были направлены в Администрацию Президента Республики Беларусь. Рост количества обращений произошёл из-за несогласия с решениями судов (5 обращений), выражения благодарности и поддержки Президенту Республики Беларусь и принятия мер к митингующим (3 обращения). Дважды жители Ветковщины обращались в Администрацию Президента страны по вопросам, которые касались других районов.

Следует отметить, что из 66 обращений 53 были направлены в вышестоящие и контролирующие органы, минуя районную вертикаль. А ведь дальнейшее решение поднятых людьми проблем показало, что подавляющее большинство из них можно было положительно рассмотреть на районном уровне. Но люди почему-то предпочли обратиться в органы областной и республиканской власти, даже не попытавшись решить проблемы на месте.

Девять обращений в вышестоящие областные и республиканские органы власти, Комитет государственного контроля носили анонимный характер. В 2019 году таких обращений было три. Как правило, после проверки изложенных в них фактов содержание анонимок не было подтверждено.

Вместе с тем были и обращения, которые признали обоснованными и удовлетворили. Этих обращений можно было избежать, если бы руководители отдельных организаций и специалисты на местах не отнеслись к ним формально. Но формализма не терпит райисполком. В результате по итогам рассмотрения данных обращений и условий их появления руководство районного исполнительного комитета привлекло к дисциплинарной ответственности должностных лиц, допустивших формализм и волокиту в рассмотрении обоснованных требований граждан.

В дополнение к сказанному отмечу, что со стороны руководства райисполкома принимаются все возможные меры для решения обоснованных обращений граждан и защиты их законных интересов. А привлечение к ответственности виновных должностных лиц в случае нарушения порядка рассмотрения обращений носит принципиальный характер. Например, только в минувшем году по указанным причинам к дисциплинарной ответственности привлечены 33 человека.

С целью упреждения и сокращения количества жалоб, предупреждения обращений в вышестоящие государственные органы еженедельно на аппаратных совещаниях у председателя райисполкома слушается вопрос о работе с обращениями граждан, а также организован приём SMS-сообщений от граждан по номеру 142. Серьёзный положительный эффект приносят выездные приёмы граждан (их в прошлом году проведено 49) и субботние прямые телефонные линии с председателем райсовета депутатов, главой района и его заместителями. Традиционно наибольшее количество звонков в такие дни поступает по вопросам жилищно-коммунального хозяйства: протекание кровель, ремонт систем водоснабжения, благоустройство дворовых территорий, отлов безнадзорных собак, соблюдение температурного режима в жилых помещениях, подсыпка дорог, освещение улиц и др.

Одновременно следует отметить, что, несмотря на целенаправленную деятельность управлений и отделов райисполкома, районных служб и сельских исполнительных комитетов, в работе с обращениями граждан имеется ряд упущений и недостатков. В частности, отдельным руководителям на местах, некоторым председателям сельисполкомов необходимо принимать более действенные меры по изучению и решению проблем земляков.

В работе с обращениями граждан мелочей не бывает. Это индикатор, по которому каждый представитель органов власти, каждый руководитель коллектива должен видеть, что волнует земляков, коллег, и задумываться о решении проблем. Важно скрупулёзно подходить к приёму граждан на первичном уровне — председателями сельсоветов, руководителями предприятий, особенно что касается системы ЖКХ. Особое внимание нужно обращать на обоснованные повторные и коллективные обращения. Они всегда требуют более детального рассмотрения, ибо ситуация, когда о проблеме говорит не один человек, означает, что данная проблема действительно имеет особую остроту.

Например, нам необходимо положительно, в интересах людей рассмотреть вопросы, которые длительное время находятся на контроле. Вот они… Обращения по вопросу подтопления придомовых территорий на улице Октябрьской в Ветке. Вопрос обустройства беговых дорожек на территории Столбунской школы. Детскому саду №3 в Ветке требуется асфальтирование территории.

Понятно, что решение данных проблем сдерживается отсутствием необходимых для этого финансовых средств. Но органы власти не снимают названные вопросы с повестки дня. В итоге, например, работы по устранению подтоплений на улице Октябрьской включены в программу финансирования на текущий год, и мы надеемся, что проблема получит решение. С мая 2020 года находится на контроле вопрос подключения электричества к вновь возведённым жилым домам по переулку Первомайскому в деревне Хальч — данный вопрос также находится на завершающей стадии решения.

Конечно, у каждого из нас хоть раз в жизни случается повод пожаловаться в вышестоящие органы на должностное лицо, предприятие ЖКХ, строительную организацию. Но чтобы получить быстрый, чёткий, компетентный ответ и решение проблемы, нужно жаловаться правильно. И первое правило здесь — обратиться с проблемными вопросами в местный исполком, а не, минуя его, в вышестоящие госорганы. Будьте уверены: все проблемы и обоснованные требования, с которыми люди обращаются в местные органы власти, должны быть решены и решаются, пусть не всегда так быстро, как хотелось бы нам и гражданам, но причины я обозначала выше, и это отнюдь не отсутствие желания у власти помочь.

Светлана МЕТЛИЦКАЯ, заведующий сектором по работе с обращениями граждан и юридических лиц райисполкома.

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.