Виктор Махоткин 11 лет готовит в Ветке будущих водителей

Ежегодно в последнее воскресенье октября в Беларуси отмечается День автомобилиста и дорожника. В этот день чествуют всех тех, чья профессиональная деятельность напрямую связана с работой на дорогах. Мастер производственного обучения управлению механическими транспортными средствами Виктор Махоткин именно из этой категории людей. Вот уже 11 лет он готовит в Ветке будущих водителей в местном филиале автошколы Гомельоблавтотранса.

Родился Виктор Викторович в одной из деревень Лельчицкого района в семье сельской интеллигенции. Мама работала учителем, отец — агрономом.

С раннего детства мальчишку интересовала техника, в 14 лет, подрабатывая помощником комбайнера, он впервые сел за руль, в 16 в кармане лежали права на мотоцикл, а в 18 — на автомобиль. После школы поступил в Речицкое училище, где получил специальность электрика. Дальше была служба в армии, знакомство с супругой и переезд в Гомель.

— По окончании Минского медицинского училища жену распределили в Гомель, с тех пор здесь и живём (за исключением нескольких лет). Моя водительская деятельность началась в 1986 году, было время, когда работал слесарем, затем водителем автопогрузчика, — вспоминает мужчина.

В 1994-м семья переехала в Ригу, на тот момент Виктор Викторович был водителем посла Беларуси в Латвии и Финляндии Валентина Величко. После окончания контракта в 1997 году вернулись в родной Гомель.

— Какое-то время я проработал водителем в разных фирмах, позже мне предложили попробовать себя в роли автоинструктора ДОСААФ в Гомеле. На тот момент водительского стажа мне хватало с лихвой, оставалось только пройти курсы, что я и сделал.

О том, как научить ездить с нуля, что нужно для успешной сдачи экзамена и с какими проблемами приходится сталкиваться на дорогах Ветковщины, нам рассказал Виктор Махоткин в интервью.

— Виктор Викторович, как давно вы работаете автоинструктором? Многих ли уже отучили?

— Подготовкой курсантов занимаюсь более 20 лет. Начинал в ДОСААФ, проработал там около 10 лет. Некоторое время преподавал вождение в «Лидере». В 2009 году узнал, что автошкола от Гомельоблавтотранса открывает свои филиалы в Ветке и Лоеве. До Ветки, естественно, добираться проще, так я и начал обучать вождению ветковчан. Ежегодно в нашей автошколе права получают более 100 жителей района, это значит, что за 11 лет мы подготовили около 1100 водителей-ветковчан, на моём счету приблизительно 600 сдавших.

— Сегодня в автошколу приходят учиться больше женщин или мужчин? С кем проще работать?

— Сейчас, конечно, больше женщин, но так было не всегда. Приблизительно до 2002 года львиную долю учеников составляли мужчины. Теперь всё изменилось. Поскольку машина — это комфорт, женщины сдают на права, чтобы, не завися от мужчины, поехать по своим делам, развезти детей по школам, садам, у каждого свои причины. И что женщина плохо водит — это стереотип. Например, к процессу обучения прекрасная половина человечества подходит более ответственно и исполнительно. А то, как и кто ездит, зависит исключительно от человека, его желания.

— Как вы считаете, в каком возрасте лучше начинать обучаться вождению?

— Мне, конечно, проще работать с молодёжью. Когда человеку 18, он впитывает информацию, как губка, у него больше азарта, у него горят глаза. Взрослые же люди, умудрённые жизненным опытом, пропускают информацию через себя, они осознают степень ответственности и более скованны. Случается, что курсант старше меня, и тогда его необходимо убедить в том, что инструктору можно доверять. Хотя это всё очень индивидуально. Нередко просто невозможно предугадать, как поведёт себя человек за рулём.

— Вы помните своего первого ученика?

— Моими первыми учениками были люди, которые уже прошли курс обучения. Так получилось, что инструктор, который их вёл, ушёл в отпуск, и мне, молодому, только что пришедшему, дали эту группу. Им оставалось по несколько занятий и сдача внутреннего экзамена. Но волновался я на том экзамене знатно.

— Был ли у вас настолько сложный ученик, что особенно запомнился?

— Да, причём этот парень очень хороший врач. Но вождение ему давалось с трудом. Если что-нибудь не получалось, он так нервничал, что моментально покрывался потом, а его ноги становились ватными. В тот момент мужчина прекращал вообще реагировать на мои слова. Кстати, сдал он с первого раза, но горя я с ним хлебнул.

— Были ли в вашей практике люди, которые на полпути понимали, что вождение не для них?

— Были те, кто намеревался уйти, но я всегда стараюсь переубедить человека. Когда обучение уже оплачено, отказываться от занятий, считаю, глупо. Сдай внутренний экзамен, положи свидетельство об окончании автошколы на полку и гуляй. Чаще всего пытаются бросить учёбу импульсивные люди, которые при малейших неудачах опускают руки. Была у меня одна ученица, которая всё же ушла, а через шесть лет звонит мне и спрашивает, как можно восстановиться. А уже, понятное дело, никак, только заново оплачивать и приходить на учёбу.

— Существуют ли «необучаемые» люди?

— Однозначно нет. Если у человека есть желание, то научить вождению можно любого. Просто некоторым людям нужно больше времени. Например, программа у нас рассчитана на 50 часов, сюда входит также внутренний экзамен. Есть такие курсанты, которым для выполнения требований сдачи достаточно и половины этого времени. Но бывает и так, что человеку может понадобиться и два курса, в этом случае есть возможность взять дополнительные часы вождения.

— Что даётся курсантам сложнее, автодром или город?

— Трудно сказать. Большинству, наверно, город. Занятия по вождению всегда начинаются с автодрома, здесь неопытные ученики получают первые навыки, перед тем как выехать на дороги общего пользования. Как рассказывают сами курсанты, сложнее всего им приходится на эстакаде. В городе многие нервничают при разворотах, боятся, что им не уступят дорогу, забывают включать повороты.

— Ваша основная цель — научить курсанта, как сдать экзамен, или подготовить будущего водителя?

— Если человек готов к экзамену в городе, соответственно, он уже знает, как ездить и как управлять транспортным средством. В ходе занятий я стараюсь приводить примеры различных ситуаций на дорогах, рассказываю, как поступить в том или ином случае, как отреагировать. Я уверен в своих учениках, часто встречаю их на дорогах, и мне ещё никогда не было за них стыдно.

— Совсем «нулевой» ученик или с небольшим опытом, с кем проще?

— Проще с человеком, который за рулём ни разу не сидел, он перенимает твои знания и опыт. Если же курсанта уже кто-то учил, зачастую начинаются проблемы. Приходится переучивать, попутно объясняя ему, почему нужно делать так, а не иначе и почему папа (мама, дядя, сестра) учили по-другому.

— Вы хвалите своих учеников или придерживаетесь мнения, что строгость дисциплинирует?

— Это зависит только от человека. Есть люди, которых нужно хвалить, тогда они раскрываются и стараются сделать ещё лучше. А есть и полная противоположность, те, кто после похвалы расслабляется, мнит себя ассом. Метод кнута и пряника самый действенный.

— Ваши домашние водят машину? Вы их учили?

— Да, у меня есть сын и дочь, и обоих учил водить я. Своих учить не сложнее, чем посторонних, только у них дисциплина хромает (смеётся). Посторонний человек старается прислушиваться и выполнять требования, а домашние могут и проигнорировать что-то.

— Я знаю, у вас есть практика делать вид, что вы не следите за дорогой.

— Да, есть такой метод, но это не говорит о том, что я действительно не слежу. Обязательно подглядываю, так сказать, даю ученику возможность почувствовать, что меня в машине нет, чтобы степень ответственности прочувствовал.

— Какое отношение у водителей на дороге к учебному автомобилю?

— Когда мы только приехали в 2009 году, отношение было гораздо хуже, чем сейчас. Ветка была абсолютно другой, её даже с трудом можно было назвать городом. Дороги были плохие, улицы узкие — не разъехаться, а тут ещё и мы учимся. Водители зачастую злились, сигналили, ученики пугались, терялись. Сейчас, конечно, всё по-другому. Изменились и дороги, и улицы, да и водители к нам уже привыкли, хотя встречаются ещё и такие, которые «сильно спешат». Вот они могут подрезать, начать сигналить или пальцем у виска крутить. Я на это обычно говорю, что стоит вспомнить себя, никто с правами не родился, все в своё время учились. Нужно быть более уважительными по отношению к курсантам, может, даже подождать где-то, человек и так переживает.

— Что бы вы пожелали накануне праздника всем автомобилистам?

— Уверенности за рулём, ровных дорог и хорошего настроения. И самое главное — не садиться за руль после праздничного застолья.

Беседовала Екатерина ЧУДУКОВА.

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.