Но память битв — она не заживает…

В год 75-летия Победы в Великой Отечественной войне хочется высказаться об ушедшем поколении отцов-фронтовиков. Благо мой отец поэт Дмитрий Ковалёв оставил немало свидетельств о войне, о друзьях-фронтовиках и о многом другом безвозвратно ушедшем. Он, уроженец Ветки, неспроста писал:

Ветка…

Зелёная Ветка!

Выпадало нам видеться редко.

Первый раз увидал,

Как родился,

А второй привелось —

Как женился.

Всё по свету,

По белому свету.

И тебя там, где был я, нету.

Войну отец прошёл вдали от родных мест, на Северном флоте. Мёрз в окопах морской пехоты, работал во флотской газете, ходил с подводниками в боевые походы. Случайно по переписке познакомился со своей будущей женой, моей матерью по фамилии тоже Ковалёвой. Она, получив в июле 41-го диплом об окончании учительского института в городе Льгове Курской области, стала учительницей в сибирском селе Юксеево. Прочитав в газете про героического североморца-моряка однофамильца Ковалёва, написала письмо на Северный флот этому матросу со словами поддержки и вопросом — не земляк ли он. Фамилия распространённая, и тот героический матрос Ковалёв не имел отношения к моему отцу. Безадресное письмо отдали в почтовом отделении часто его посещавшему военкору Ковалёву. Отец прочёл письмо девушки, оно ему понравилось, завязалась переписка. В результате я пишу, а вы читаете эту статью.

Женившись сразу после окончания войны, отец чаще стал бывать на родине жены — во Льгове, а не в Ветке, где у него не осталось родственников. Во Льгове он сошёлся с фронтовиком и будущим известным прозаиком Валентином Овечкиным. В то время Овечкин работал над своими «Районными буднями», серией очерков о послевоенной колхозной жизни, прославивших его имя. Там же встретил своего одногодку начинающего поэта Николая Корнеева. Дружбу с ними отец пронёс через всю жизнь. Переписывался с Овечкиным, летал на его похороны в Ташкент. О поэзии Корнеева впоследствии написал проникновенную статью «Душевный опыт поколения». Пулемётчик рядовой Николай Корнеев был тяжело ранен под Таганрогом, потерял левый глаз. Но это сухие сведения. Куда больше и живее о них и о том героическом времени скажут строки их стихов:

 Нас опозданием измучив,

Весна пришла

И наяву

Из камня выжала траву

И высекла огонь из тучи.

И после боя, в тихий час,

Когда орудья отгремели,

Я понимаю, что у нас

С весной одни и те же цели.

Так пусть меня в окопном рву

Весна по-дружески научит

Из камня выжимать траву

И высекать огонь из тучи.

Это Корнеевская «Весна на бруствере», проникнутая жаждой жизни и созидания. А это его же знаменитый «Ворон», отвечающий на вопрос — ради чего стоит жить:

На суку восседает ворон,

Воронёный, как пистолет.

До солдатского разговора,

Видно, ворону дела нет.

На орудья он смотрит тупо:

Он спокоен теперь, он сыт, —

Много, много солдатских трупов

На несжатых полях лежат…

Может, завтра на этом месте

Оборву я предсмертный стон.

Он, наверно, прожил лет двести

И ещё проживёт лет сто.

Чёрной смерти картавый вестник,

Он столетие напролёт

Проживёт без любви, без песни

И без радости проживёт.

Я, обстрелом к земле пригнутый,

На снегу встречая рассвет,

Не отдам и одной минуты

За вороньих полтысячи лет.

Вот так чувствовали и мыслили наши отцы! Двигали ими чувства незнакомые и чуждые нынешним либералам. Такие как фронтовое братство, чувство справедливости, непримиримость к предателям, делягам, карьеристам, которым хоть трава не расти, лишь бы добиться собственного благополучия. После войны это приводило к конфликтам с власть имущими, воровитым местным начальством. Во Льгове такой конфликт с участием уже признанного писателя Валентина Овечкина закончился снятием первого секретаря райкома Данкова. Были и другие исходы, с большой горечью вспоминали родители фронтовика, журналиста Семёна Белоусова, не выдержавшего травли и покончившего жизнь самоубийством.

А вот стихи Дмитрия Ковалёва, доносящие сквозь десятилетия настрой и мироощущение их, парней, пришедших с войны:

Долго не проходишь ты в шинели,

Что ветшает, с временем не споря.

Пуговиц зрачки позеленели,

Не горят, когда не видят моря.

Вытерлось сукно до белой нитки

Даже там, где спороты погоны.

Это не рублёвые пожитки —

Их не купишь и за миллионы.

Но зато характер — очень ноский:

Не привычен к вялости, к покою.

Наделён взаимностью матросской,

Прямотой, открытостью морскою.

Ни за что не станешь унижаться.

Отзовёшься на душевность сердцем.

С ловкачом, дельцом, приспособленцем

И не на войне готов сражаться.

Ты и там, на корабле, трудился.

Здесь тем более важна работа.

Формой ты не щеголял, гордился.

Не позорил честь родного флота.

Тут и приукрасить неподсудно:

Ты прошёл бойцом такую бойню.

Я тебя таким в походе помню.

Мне иным тебя представить трудно.

Курским другом отца, одногодкой, человеком той же породы и фронтовой закалки был и орденоносный лейтенант-связист, журналист из Суджи Георгий Арсёнов. Помню его квартиру на втором этаже белёного голубым кирпичного двухэтажного домика, принадлежавшего до революции, как он говорил, суджанскому почтмейстеру. Не было в ней никаких претензий на роскошь, пускание пыли в глаза, что в последнее время лезет из всех щелей. Были картины курских художников с видами Сейма и Псла, было много книг. Был даже полный многотомный дореволюционный энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона с золочёными корешками. Сколько любопытного можно было найти в нём!

От поэтов остаётся больше, чем от обычных людей, даже журналистов. Однажды, работая в Ленинской библиотеке, я решил посмотреть — как в каталогах отражены наши фронтовики. Конечно, нашёл десятки книг Николая Корнеева и Дмитрия Ковалёва. Но нашёл и три книги Георгия Арсёнова о послевоенной колхозной жизни, изданные в Курске. Арсёнов, несмотря на заедавшую газетную текучку, успевал писать книги.

Было в России в шестидесятые годы ловкое, шумное «повсеместно обэкраненное» стихотворчество эстрадных «больше чем поэтов». Стихотворчество, пользовавшееся бурным успехом, но не выдержавшее проверки временем. Называть его поэзией как-то язык не поворачивается. Настоящая поэзия сияет путеводной звездой и через 70 и через 200 лет. Слова одного из этих эстрадных поэтов Роберта Рождественского о фронтовиках «помните, пожалуйста» так задели отца, что он откликнулся на них стихотворением:

Зачем вы красите солдата золотом,

Что над могилами склоняется, скорбя?..

Испытанный и пламенем и холодом,

Он для победы не щадил себя.

Как жесткость у зубчатых стен еловая,

Печаль седых бровей его строга,

Ему к лицу его шинель суровая,

В которой грозно он встречал врага.

Зачем вы эти «…помните, пожалуйста!..»

На камне высекаете слова,

Достойные не мужества, а жалости,

Где гордая и в горе голова?..

У скромного по-братски изголовия

Слова должны быть подвигу под стать.

Здесь неуместно позе многословия

Просительной галантностью блистать!

В середине девяностых оказался я на европейской математической конференции в польском Быдгоще. С гадливостью я наблюдал, как поляки подобострастно заискивали перед немцами и англичанами, не замечая нас, русских. Желание понравиться, чтобы подработать и подзаработать в этих богатеньких странах, так и пёрло наружу. Дико и омерзительно было смотреть на это, наверное, и потому, что во мне жили строки отцова стихотворения про тогдашних союзников и нынешних наших «партнёров»:

Я ЗНАЮ ИХ

Высокомерные,

На скалы России

Сходили они по трапам шатким.

На длинных руках

В войну носили

Ослепительно белые перчатки.

Я видел их там,

Где полярная вьюга

Да чайка крыльями машет.

Я знал, что отцы их

На скалах Мудьюга

Матросов замучили наших.

Я знал, что заранее

У них для расспроса

Несколько фраз заученных.

Я смотрел на них

Глазами матроса —

Потомка бойцов замученных.

И заключу ещё одним стихотворением отца, давшим название моим воспоминаниям.

НО ПАМЯТЬ БИТВ — ОНА НЕ ЗАЖИВАЕТ…

И до сих пор — разлука ножевая

И сладкая в слезах надежды ложь —

У матерей, у всех на свете, сплошь.

Большое время, хоть на миг причаль!

Им, павшим, слава вечная,

А матерям, им вечная печаль.

Боль, без которой жизнь понять нельзя.

Презрение ко всем, кто жил скользя.

Земля, где долг исполнить суждено,

Где каждое село — Бородино,

В холмах цветов, в созвездиях огней…

Чем так могуче притяженье к ней?

Одной любовью мы её любили.

Одною ненавистью нас убили.

И под одним пестреющим бугром —

Один над нами гром,

Один солдат

Над скорбью дат

У всех дорог.

И сгустками запёкшиеся комья.

И тайна вечного огня, ночам знакомая.

То — будущего каменный порог.

И ступите вы на него не мстить:

Желанья этого порвётся нить,

Останется раздумье над судьбой,

Над родиной своей и над собой.

Да ненависть — не к тем, кто воевал.

И даже, нет, не к тем, кто убивал:

Их покарала смерть — костьми легли,

А к тем, кто это втайне затевал.

Кто не пахал, не сеял, не косил.

Вперёд не рвался из последних сил,

Не прикрывал собой своей земли,

А, может, в почестях сошёл под важность плит.

Чей мирный прах,

Как чёрный шлях,

Пылит…

Пылит.

Я воспринимаю его как завещание поколения отцов.

Михаил КОВАЛЁВ, профессор мехмата МГУ.

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.