В середине минувшего года Ветковский спецлесхоз впервые запустил своё деревообрабатывающее производство

В середине минувшего года Ветковский спецлесхоз, лесной фонд которого серьёзно пострадал от аварии на Чернобыльской АЭС и имеет самый высокий уровень загрязнения среди других лесхозов страны, впервые запустил своё деревообрабатывающее производство. Все изделия, произведённые в цехе, проходят обязательный радиационный контроль, а зарубежные коллеги недавно сами смогли убедиться в том, что продукция, которая отправляется отсюда в Европу, соответствует всем международным требованиям по безопасному уровню содержания радионуклидов.

— С июля 2019 года спецлесхоз выпускает пилопродукцию для внутреннего рынка и наладил выпуск окоренных изделий на экспорт, — рассказывает главный инженер Ветковского спецлесхоза Владимир Ширин. — При этом мы вынуждены работать в особых условиях, когда вся наша продукция проходит обязательный радиационный контроль, начиная с заготовки древесины и заканчивая отбором проб с отходов от лесопиления.

Каждый месяц пост радиационного контроля Ветковского спецлесхоза отбирает около 200 проб — это древесное сырьё, изделия из древесины, продукция побочного пользования — в общем, всё, что было получено из леса. Так, в 2019 году здесь проверили 1894 пробы. Превышение допустимого уровня по деловой древесине составило 1,4% из общего количества отобранных проб, по дровяной уровень загрязнения превысил норму в 26,4% случаев. Все пробы, отобранные с пилопродукции, не превышали допустимые уровни.

— Радиационный контроль представляет собой многоступенчатую систему: от проведения радиационного обследования лесосек до начала рубок и до контроля продукции, изготовленной в цехе. На модельных деревьях мы отбираем пробы деловой и дровяной древесины. В III зоне радиоактивного загрязнения (15–40 Ки/км кв). дополнительно отбираются пробы с каждых 10 кубометров заготовленной древесины.

В цехе проходит проверку не только готовая продукция — пиломатериалы, окоренные изделия, но и отходы производства. Древесные стружки, опилки население использует для защиты своих соток от сорняков, а фермы — в качестве подстилки для скота, поэтому это сырьё тоже должно быть чистым.

Самостоятельно убедиться в том, что продукция спецлесхоза проходит профессиональный радиационный контроль, смогли недавно специалисты из Института радиобиологии НАН Беларуси и Чешского агротехнического университета. Гости участвовали в исследованиях на территории Столбунского лесничества, в третьей зоне загрязнения измерили плотность загрязнения почвы и древесины сосны. Так, содержание цезия-137 в почве составило 15,04 Ки/км кв. Удельная активность этого элемента в древесине 70-летней сосны равна 260 Бк/кг и не превышает Республиканские допустимые уровни содержания цезия-137 в древесине. Но такие лесосеки встречаются не часто.

— Для информации: в соответствии с нормами содержание цезия-137 в деловой древесине не должно превышать 1480 Бк/кг, топливной древесине — 740 Бк/кг, — комментирует ведущий инженер-радиолог спецлесхоза Раиса Доломакина. Щепа, топливные гранулы и брикеты при экспорте в Литву не должны быть более 30 Бк/кг. В соответствии с нормативами Таможенного союза удельная активность цезия в древесно-стружечных плитах, клееной фанере также не должна превышать 300 Бк/кг.

Интересно, что удельная активность цезия в коре сосны практически в 1,5 раза выше, чем в её древесине, а хвоя накапливает этот опасный элемент в 4,5 раза больше, чем неокорённая древесина, и вдвое больше, чем кора.

Таким образом, 100% лесного фонда Ветковского спецлесхоза в разной степени испытывает на себе радиационное загрязнение. Однако даже в таких непростых условиях предприятие развивается: в экономике района доля спецлесхоза составляет 10%, здесь обеспечена занятость для 241 человека.

Тамара УБОЖЕНКО, заместитель директора ГСЛХУ «Ветковский спецлесхоз».

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.