Честь милицейского мундира

В Ветковский райотдел милиции мы приходили в 90-е годы. Это был непростой период кризиса политической системы Советского Союза, становления новых экономических и социальных отношений, ломки прежних порядков в угоду неких перемен, которые вызывали межнациональное разъединение, упадок экономики и крах жизненных ценностей миллионов людей. В те годы ждать от жизни чего-то хорошего было глупо и самонадеянно. А потому каждый, кто приходил тогда работать в милицию, был человеком психологически сформированным, принявшим такое решение искренне и по убеждению.

Я начинал службу в Ветковском РОВД в оперативном подразделении, которое называлось ОБХСС. Первое специальное звание — лейтенант милиции — получил после принятия соответствующего приказа в Министерстве внутренних дел Советского Союза в Москве. Это было событие, которым горжусь и сегодня! А потом долгие годы возглавлял ОБЭП — отдел по борьбе с экономическими преступлениями, в который был преобразован отдел по борьбе с хищениями социалистической собственности. Профессионально заниматься любимым делом помогали три диплома вузов и два образования — экономическое и юридическое. Заканчивал службу заместителем начальника МОБиСМ (милиции общественной безопасности и специальной милиции) в звании подполковника.

Здание Ветковского РОВД было расположено по улице Первомайской в доме №10 — одноэтажное с деревянным крыльцом; актовый зал, где проводились утренние планёрки, еле вмещал два десятка сотрудников. Жили тесно, но дружно. Пожарная часть г. Ветки, как называлась тогда служба МЧС, находилась в оперативном подчинении Ветковского РОВД, поэтому её руководство в лице старших инспекторов госпожнадзора обязано было присутствовать в отделе милиции для обзора оперативной информации за сутки. Личный состав Ветковского РОВД был представлен преимущественно уроженцами и жителями Ветковского района, что во многом определяло качественные показатели работы отдела. Знание милиционерами всех жителей района и его географию делало возможным оперативный поиск преступников-гастролёров и предотвращение многих правонарушений. Такая атмосфера профессионализма, товарищества и взаимовыручки, что царила в нашем отделе милиции, повлияла на то, что я, как большинство моих товарищей по службе, всегда оставался верен своему району и на все заманчивые предложения поработать в других регионах отвечал отказом.

Только что произошла авария на ЧАЭС и велась ликвидация её последствий, проходило массовое отселение населения с территории Ветковского района. На прилавках магазинов отсутствовали продукты питания и промышленные товары, всё самое необходимое продавалось по талонам. В этих условиях активизировались любители обогатиться преступным путём. Деньги они получали за счёт грабежей и разбоев, квартирных краж, угона автомобилей, незаконных валютных операций, торговли суррогатным спиртным, вывоза из республики продовольствия. Используя приграничное положение нашего района с Россией, челноки и контрабандисты наладили здесь обширный поток перемещения товаров и запрещённых предметов.

На Ветковщину партиями в сотни килограммов завозились контрабандные сигареты. Рекой потекли суррогатная или так называемая палёная водка и спирт, которые в городе и деревнях разливали в бутылки и реализовывали не только подпольно, но и через государственные магазины. Активизировались самогонщики. Помню случай, когда в Ветке на одном из частных подворий было обнаружено три тонны браги — изъятое вывозилось для уничтожения с помощью спецавтомобиля для откачки канализационных вод.

Представители криминальной среды часто располагались в домах и жилых постройках отселённых деревень. До сих пор как таблицу умножения помню их названия: Беседь, Новая Ивановка, Воробьёвка, Побужье, Речки, Пролетарский, Ухово, Акшинка, Новиловка, Гаристы, Гута, Потёсы, Сивенка, Попсуевка, Косицкая, Закружье, Ириновка, Бартоломеевка, Борьба, Восток, Старые и Новые Громыки, Некрасово… До сих пор звучат в памяти и названия деревенских улиц и фамилии сельчан, которые оставались в полупустых населённых пунктах, но не хотели никуда уезжать. Помнится, как в некогда огромной деревне Речки осталось всего 17 семей, а председатель Речковского сельского Совета Пётр Дмитриевич Ксендзов, как и председатель Сивенского сельсовета Пётр Аникеевич Старушков, всё ещё оставался в своей деревне — как капитаны тонущих кораблей они последними покидали родные места. А брошенные дома, словно живые существа, тихо и грустно ждали возвращения своих хозяев и будто надеялись, что всё происходящее является временным явлением.

По каждой улице каждой отселённой деревни пришлось мне пройти, выполняя свои служебные обязанности. Однажды на пустынной улице деревни Ухово, где осталось жить лишь пять человек, я встретил девчушку лет шести, которую спросил: «Девочка, почему ты здесь?» На что она робко ответила, что все из деревни уехали, а родители не хотят. И это было грустно слышать, болью в душе отзывалась картина превращения живых населённых пунктов в деревни-призраки.

Работникам оперативных подразделений уголовного розыска, ОБЭП, участковым инспекторам если не ежедневно, то раз в два-три дня приходилось бывать в так называемой зоне и осуществлять контроль оперативной обстановки в отселяемых деревнях. Раз в неделю проводилась массированная отработка мобильными группами всех участков Ветковского района по всем направлениям: по линии уголовного розыска, БЭП, ГАИ, паспортного режима. Таких групп, как правило, планировалось от 4 до 5. Единственной проблемой являлось отсутствие автотранспорта, но вскоре решением Ветковского районного исполнительного комитета был утверждён график, обязывающий предприятия и организации района предоставлять автомобили отделу внутренних дел для осуществления охраны общественного порядка. И эта работа давала положительные результаты как при раскрытии преступлений, так и при выявлении и профилактике многих правонарушений.

Если оперативно-следственная группа выезжала по совершённому преступлению, то установка была одна — работать до полного раскрытия независимо от времени суток и количества затраченных дней.

Законом по защите потребительского рынка, а впоследствии и другими нормативными актами, регулировалось перемещение физическими и юридическими лицами товаров народного потребления через границу и на территории страны. А объёмы запрещённых перевозок и задержаний в ту пору были порой колоссальными. Например, однажды ветковские милиционеры пресекли вывоз из страны 12 тонн сливочного масла, а в следующий раз — аж 20 тонн (для дальнейшей его реализации в г. Сочи). Стоимость этого масла на тот период составляла 350 тысяч долларов США.

Помнится проведение проверки по задержанию работниками взвода по охране зоны отселения автомашины, в которой на территорию страны через Ветковский район пытались ввезти 30 тонн спирта, который по сопроводительным документам значился как растворитель. Все эти 30 тонн спирта после проведения проверок, назначенных экспертиз и вынесения постановлений Ветковского районного суда и Хозяйственного суда г. Гомеля были конфискованы в доход государства.

Немалым был и вал преступлений, совершаемых по линии уголовного розыска. В основном отмечались кражи личного и государственного имущества (в особенности из магазинов Ветковского РайПО), кражи скота на молочно-товарных фермах сельхозпредприятий. Особую тревогу и озабоченность приносили сотрудникам РОВД грабежи и разбои, когда в вечернее время в райцентре совершались нападения на граждан с применением силы и причинением пострадавшим травм разной степени тяжести.

При раскрытии таких преступлений было видно, что совершались они лицами неоднократно судимыми, недавно освободившимися из мест заключения. Серьёзно влияла на криминогенную ситуацию в районе колония-поселение в урочище Шубино, постояльцы которой после освобождения старались любыми путями закрепиться для проживания в Ветке и Ветковском районе. Затем к ним съезжались в гости друзья-гастролёры, создавая напряжённость в оперативной обстановке.

Задача сотрудников правоохранительных органов состояла в том, чтобы не допустить роста совершения тяжких преступлений по линии уголовного розыска, а по линии БЭП — минимизировать количество хищений государственного имущества в крупных и особо крупных размерах. Для выполнения общих задач очень тесно доводилось сотрудничать с работниками Министерства по налогам и сборам, контрольно-ревизионных управлений Облсельхозпрода и Минфина, прокуратуры и суда. Текущая раскрываемость по линии уголовного розыска составляла в те годы 95-96%. А что оставшиеся 4 процента? Фактически это одно нераскрытое преступление в общем объёме зарегистрированных.

Вот такие задачи и цели приходилось выполнять личному составу Ветковского РОВД. Это был отлично настроенный механизм, звенья которого слаженно работали даже в самых напряжённых условиях.

Мне посчастливилось начинать и продолжать службу со многими замечательными сотрудниками Ветковского РОВД, которые родились, жили и всю трудовую деятельность посвятили Ветковскому району. Многие из коллег, кто начинал свою службу в Ветке, в дальнейшем продолжили бороться с преступностью в структурных подразделениях органов внутренних дел других районов и областей Беларуси, многие заняли очень высокие милицейские должности и получили высокие звания.

Я горд, что нёс службу под руководством подполковника милиции Василия Филипповича Лущая. Для него, прошедшего в Ветковском РОВД славный путь от сержанта до руководителя территориального отдела внутренних дел, наш район являлся не только местом работы и объектом поддержания правопорядка, но любимой родиной, местом, где родился, обрёл свою семью и реализовал себя как мужчина и человек.

Заметный след в истории района и райотдела милиции оставили заместитель начальника РОВД майор милиции Анатолий Андреевич Кузьменков, закончивший службу в звании полковника милиции в должности заместителя начальника УВД Гомельского облисполкома, а также Василий Афанасьевич Лубочкин, прошедший путь лейтенанта уголовного розыска, следователя, заместителя начальника Ветковского РОВД и начальника штаба УВД облисполкома.

Назову имена других сотрудников, с которыми работал и которых отлично знаю…

…Майор милиции Михаил Федорович Шубкин — заместитель начальника Ветковского РОВД по личному составу; майор милиции Николай Константинович Шпаков — начальник милиции общественной безопасности и специальной милиции; майор милиции Борис Емельянович Денисов — начальник отделения уголовного розыска; майор милиции Игорь Анатольевич Лахманюк — начальник криминальной милиции, в дальнейшем — начальник отдела по борьбе с организованной преступностью г. Бреста; подполковник Николай Иванович Шведов — начальник криминальной милиции; майор Николай Иванович Цубатов — начальник отделения уголовного розыска; майор милиции Николай Ильич Жуковский — следователь ОВД; старший лейтенант Иван Викторович Котов — следователь ОВД; майор милиции Михаил Николаевич Васьков — старший следователь ОВД, закончил службу в звании полковника на должности заместителя начальника следственного комитета МВД РБ г. Минска; Сергей Васильевич Шутов — прошёл путь от старшего государственного инспектора отделения ГАИ Ветковского ОВД до полковника милиции начальника УВД Гомельского облисполкома; старший лейтенант милиции Александр Леонидович Бродниковский — инспектор отделения ГАИ; майор милиции Василий Михайлович Шенец — старший оперуполномоченный ОБХСС; капитан милиции Виктор Иванович Кудрявцев — оперуполномоченный ОБХСС, впоследствии ставший начальником Лельчицкого РОВД.

Полковник милиции Николай Иванович Ковалёв прошёл путь участкового инспектора, начальника отделения предварительного расследования, начальника криминальной милиции Ветковского РОВД, начальника ОВД Железнодорожного района г. Гомеля, а впоследствии работал начальником управления по делам исполнения наказаний МВД РБ по Гомельской области. Начальник криминальной милиции в Ветке полковник Валерий Васильевич Стригалёв закончил службу в должности начальника ОВД Центрального района г. Гомеля. Подполковник милиции Валерий Михайлович Латышев прошёл путь от участкового инспектора до заместителя начальника милиции общественной безопасности и специальной милиции (МОБ и СМ) Ветковского РОВД. Подполковник милиции Евгений Васильевич Сапрыко начинал службу сержантом отделения ГАИ ОВД, а ушёл на заслуженный отдых с должности начальника Ветковского отделения департамента охраны при МВД РБ.

Ветеран Великой Отечественной войны, капитан милиции Иван Фёдорович Дедов как участковый инспектор обслуживал Бартоломеевский и Сивенский участки; капитан милиции Андрей Фёдорович Руцкий — Приснянский, Даниловичский и Пыханский участки. Майор милиции Владимир Евгеньевич Жавина закончил службу начальником отделения уголовного розыска.

Майор милиции Игорь Вячеславович Дорошков прошёл путь от оперуполномоченного уголовного розыска до начальника штаба ОВД. Оперуполномоченный уголовного розыска Игорь Брониславович Буйневич в дальнейшем стал начальником службы собственной безопасности, подполковником милиции Бобруйского РУВД. Подполковник милиции Михаил Иванович Ануфриев — участковый инспектор Шерстинского и Приснянского участков, а впоследствии — следователь ОВД. Инспектор госпожнадзора Леонид Иванович Бычков впоследствии закончил службу в должности начальника отделения по гражданству и миграции Московского РУВД г. Минска. Майор милиции Алексей Васильевич Чварков работал на должностях старшего участкового инспектора, начальника паспортного стола, начальника отделения ГАИ ОВД.

Имён честных, опытных и самоотверженных работников в истории Ветковского РОВД немало. И все их хочется перечислить…

Ликвидаторами аварии на ЧАЭС являются бывшие оперуполномоченный уголовного розыска Пётр Григорьевич Шкуратов, прапорщик милиции Василий Николаевич Шкуратов, инспектор ГАИ Михаил Сидорович Лобачев, участковый инспектор Хальчанского, Радужского и Новосёлковских участков Григорий Петрович Цвец, сержант милиции Анатолий Васильевич Овчинников, старший сержант Иван Кузьмич Зигинов, майор милиции Константин Фёдорович Кулаженко.

Через жерло афганской войны прошли старший государственный инспектор отделения ГАИ Владимир Яковлевич Чижиков и старший эксперт-криминалист Александр Алексеевич Савостенко.

Считаю жизненной удачей, что мне довелось работать с такими специалистами, как оперативный дежурный ОВД Владимир Петрович Тейкин, начальник криминальной милиции Александр Владимирович Чуешков, начальник милиции общественной безопасности и специальной милиции Николай Иванович Шматок, начальник отделения охраны общественного правопорядка и профилактики Евгений Валентинович Шукуров, оперативный дежурный ОВД Николай Иванович Башилов, помощники дежурного Александр Иванович Ковалёв и Александр Петрович Феськов, милиционер-водитель Александр Михайлович Ващенко, участковый инспектор Михаил Николаевич Миньков, оперативный дежурный Михаил Сергеевич Данилов, участковый инспектор Речковского и Новиловского участков Виктор Александрович Никулин, участковый инспектор Акшинского и Гаристовского участков Михаил Никифорович Шинкарёв, оперативный дежурный ОВД Владимир Степанович Емельянцев, начальник паспортного стола Пётр Семёнович Клочков, командир взвода по охране зоны отселения Михаил Михайлович Нарбут, оперативный дежурный ОВД Николай Иванович Верхуша, начальник изолятора временного содержания Алексей Алексеевич Радьковский, начальник ИВС Игорь Иванович Лозко, милиционер ИВС Леонид Николаевич Бураков, старшие участковые инспекторы Александр Данилович Журавлёв, Василий Валерьевич Булыбенко, Фёдор Владимирович Сапоненко.

Плечом к плечу с ними служили старший инспектор отделения охраны общественного правопорядка и профилактики Михаил Иванович Пыжов, старший участковый инспектор ИДН Григорий Григорьевич Росликов, старший участковый инспектор Виктор Владимирович Артеменко, оперативный дежурный ОВД Вячеслав Владимирович Качанов и помощник дежурного Александр Владимирович Качанов, старший инспектор уголовно-исполнительной инспекции Александр Васильевич Гуцев, следователи Василий Михайлович Морозов, Александр Михайлович Погарцев, Игорь Николаевич Воробей и Пётр Владимирович Костюков, оперуполномоченные ОБХСС Виктор Владимирович Демченко и Николай Ларионович Котляров, оперуполномоченный ОБЭП Алексей Петрович Солодкин, оперативный дежурный Николай Петрович Дулев.

Хорошо знают и помнят в Ветковском РОВД участкового инспектора Ивана Ивановича Какушкина, начальника отделения ГАИ Леонида Фёдоровича Коновалова, инспектора департамента охраны Анатолия Ивановича Шутова, инспекторов отделения ГАИ Василия Ивановича Куренного, Василия Николаевича Дубравцева и Виктора Петровича Субботина, работников взвода по охране зоны отселения майора Александра Евгеньевича Чеванькова, прапорщиков милиции Виталия Васильевича Курако, Николая Евгеньевича Дашука, Владимира Михайловича Суднеко, Сергея Евгеньевича Неброева, Валерия Степановича Новикова, Ивана Васильевича Деменка, Александра Викторовича Холоденко.

Многие годы ветковской милиции отдали старшие инспекторы по разрешительной системе и контролю за хранением и учётом оружия Эдуард Григорьевич Богданович, Иван Прокопович Морозов, Владимир Анатольевич Журов, Юрий Евгеньевич Курапей. Последний, кстати, является председателем ветеранской организации Ветковского РОВД.

Особенно хочется вспомнить коллег-женщин — инспектора по регистрационно-статическому учёту майора милиции Инну Леонидовну Ключникову, начальника финансовой части ОВД Раису Васильевну Веселову и майора милиции Елену Александровну Евлампьеву.

И, конечно же, отмечу, что в те далекие 90-е годы мне и другим сотрудникам райотдела милиции посчастливилось работать с нашим земляком, настоящим профессионалом и замечательным человеком Александром Петровичем Барсуковым. Он начинал службу лейтенантом милиции в должности следователя, а сегодня — действующий генерал-майор, заместитель министра внутренних дел страны.

В летопись славной истории Ветковского районного отдела внутренних дел золотой строкой вписаны имена руководителей. Так, с 1965 по 1988 год Ветковский РОВД возглавляли Николай Иванович Жириков, Михаил Тарасович Новиков, Виктор Савельевич Бойко, Валерий Яковлевич Асаторьян, Валерий Петрович Головач. С 1988 по 2010 год начальниками райотдела работали Василий Филиппович Лущай, Михаил Яковлевич Слободин, Александр Дмитриевич Гвоздев, Иван Яковлевич Град, Сергей Сергеевич Надточеев, Анатолий Николаевич Хмеленок. Отмечу и заместителей начальника РОВД по личному составу Валерия Степановича Евдасева, Александра Ивановича Савостенко, Александра Петровича Карпенка, Оганеса Арутюновича Айвазбаляна. Многие из них проживают и трудятся в Ветковском районе, сменив профессию милиционера на гражданскую.

Жизнь и служба бегут быстротечно. К сожалению, некоторых из названных товарищей уже нет среди нас. Но есть добрая память земляков о людях и их делах.

В канун Дня милиции желаю всем действующим сотрудникам и ветеранам Ветковского РОВД здоровья и долгих лет жизни!

Леонтий ВОИНОВ, подполковник милиции запаса.

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.