Мир не без добрых людей

vetkovski_raion_ikony1

Путешествие старинной иконы. Дар мэра Екатеринбурга

В июле 2016 года состоялся официальный визит делегации города Екатеринбурга в город Могилёв. Делегацию возглавлял глава Екатеринбурга, Председатель Екатеринбургской городской думы Евгений Вадимович Ройзман. По жизни он — чрезвычайно активный и увлечённый человек. Известен не только как общественный деятель. Ройзман — собиратель великолепной коллекции уральских икон и исследователь иконописи. В логической последовательности — и основатель Музея «Невьянская икона».

Естественно, находясь на территории Беларуси, Евгений Ройзман не преминул выбрать время и поехать в Ветковский музей старообрядчества и белорусских традиций имени Фёдора Григорьевича Шклярова. Ведь уральские старообрядцы были связаны с ветковскими. Проведя в музее около трёх часов, глава Екатеринбурга заинтересованно обсуждал особенности уральских и ветковских икон, смотрел богатые и оригинальные экспозиции трёх этажей музея и в результате был впечатлён. Выразил это кратко: «Ничего себе! А говорили — районный музей…» Оставил музею несколько редких для нас изданий по уральской иконописи и истории своего музея. Дружески попрощался.

Но истории суждено было продлиться. Энергичный, но сдержанный, Евгений Вадимович по-своему продолжил контакт. В сентябре 2017 года в музей позвонили из Посольства Республики Беларусь в Российской Федерации в городе Екатеринбурге. Сообщили, что Евгений Ройзман решил передать в дар Ветковскому музею старинную икону. А уже 27 сентября чисто вымытый и быстрый синенький музейный «Пежо» мчался в Минск, где в Министерстве иностранных дел нас уже ждали. Вручили доставленную при содействии нескольких организаций и неравнодушных людей икону и документы. Вещь была сложно упакована и опечатана.

Распечатали уже в музее. И ахнули. Перед нами оказалась большая (53х43х3 (см)) и хорошо отреставрированная икона: «Иоанн Предтеча», из Деисуса. И, что главное, ветковской школы иконописи. Хорошей работы, с золотым фоном и чеканным орнаментом по золочёному левкасу. Когда стали фотографировать, обнаружили на обороте доски и дату: 1865. Вот такое прекрасно и молчаливо выраженное мнение о Ветковском музее. Одобрение-дар. Мы приняли его с глубокой благодарностью и даже смущением. Спасибо Вам, Евгений Вадимович!

Справка «О смысле иконы Иоанна Предтечи и культуре Ветки»

Эта икона — правая часть триптиха «Деисуса», где в центре изображён Христос, слева — Богородица, а справа — Иоанн Предтеча (Креститель). Иоанн Креститель, Иоанн Предтеча, Йоханан бар Зехарья — «сын Захарии», согласно Евангелию, ближайший предшественник Иисуса Христа, предсказавший пришествие Мессии. Жил в пустыни аскетом, затем проповедовал крещение и покаяние для иудеев. Крестил в водах Иордана Иисуса Христа, был обезглавлен из-за козней иудейской царевны Иродиады и её дочери Саломеи. День Усекновения главы Иоанна Предтечи Православная Церковь отмечает 11 сентября — христиане в этот день вспоминают смерть последнего ветхозаветного пророка, который, сойдя во ад, первым принес туда весть о грядущем Спасении.

Историчность Иоанна Крестителя не отрицалась даже атеистическими советскими учёными. Иоанн носит эпитеты Крестителя и Предтечи по двум своим основным функциям — как крестивший Иисуса Христа и как тот, кто пришёл с проповедью прежде него, в соответствии с Ветхозаветными пророчествами.

Пророк и аскет изображается в грубой верблюжьей одежде, власянице, ибо с детства до 30-летия он провёл в пустыне, куда его привёл ангел. Поверх власяницы — плащ-гиматий, в наших местах он чаще всего зелёного, земного и пустынного цвета.

С XVI в. известно изображение Иоанна с чашей, в которой Младенец (Богомладенец Христос) — намёк на его пророческие слова о миссии Иисуса, символическое изображение Христа (Мф. 11:10-11; Лк. 7:27-28). Евангельское свидетельство Иоанна Предтечи о Спасителе: Се Агнец Божий, вземляй грехи мира (Ин. 1:29) осмыслено здесь в плане Евхаристии (литургии и причащения). Предтеча держит в чаше Того, Кто приходит заклатися и датися в снедь верным. Это символическое изображение претворения жертвы Христа в хлеб и вино. Но это обычно отдельная икона, чаще всего «Иоанн Предтеча Ангел пустыни», где пророк представлен в рост с ангельскими крыльями.

Эти же слова есть и на нашей иконе: Азъвидехъ и свидетельствовахъ… (Я видел и свидетельствовал о нём: се агнец божий, взявший грехи сего мира.).

Но в «Деисусе» Иоанн обычно представляется в молитвенном жесте ко Христу, со свитком, без чаши со Младенцем. Мы же настолько привыкли к образу с чашей, что считали это обычным.

vetkovski_raion_ikony3

Ветковская школа иконописи, расцветавшая здесь в XVIII в., снова открывает нам новые черты образа. Просматривая изобразительный материал, мы обнаружили, что в иконописи этот тип формируется в постраскольный период и распространён более всего на Ветке, в то время как в других местах он встречается единично. Два примера мы обнаружили в старообрядческом Невьянске (1-я половина XVIII в. и 2-я XIX в.) и один — в Романовских письмах (XIX в.). В нашей же коллекции три Деисуса с чашей XVIII в., начиная с его 1-й половины. Плюс ветковский образ XVIII в. из Ессентуков + Интернет — ещё три чина, не считая очень нарядной двухрядной иконы с Деисусом в бисере, судя по всему, XVIII в. + Деисус нач. XIX в. из ветковской коллекции ГИМа в Москве + подаренный нам из Екатеринбурга, 1858 г. В старообрядческом литье этот тип трёхстворчатого складня появляется лишь в XIX в., в Москве, как уже вполне сложившийся.

 

Можно выдвинуть гипотезу: так объединить два сюжета (Деисус-моление — и чашу с Агнцем-Христом) на Ветке стремились осмысленно.

Деисусный смысл — образ моления за людей Иоанна и Марии (а они смотрят именно на зрителя, устанавливая с ним духовный контакт и призывая ко взаимодействию, диалогу). У нас символический и риторический смысл дополнялся и воплощался в свойственной только Ветке стилистике. Это мог быть и социальный и духовный смысл прославления свободной Ветки. Образ общинного моления в Покровском храме Ветки, возможности литургической службы и причастия — были чрезвычайно важны. Они говорили о полноте единения небесной и земной церкви, что для старообрядцев в конце XVII-XVIII вв. было возможно только на землях Великого княжества Литовского. Именно здесь основали Ветку, и старый обряд был узаконен.

Впрочем, иконография Иоанна Предтечи у нас представлена в самых разных изводах. Образ аскета — один из символов старой культуры Ветки. Здесь в скитах, в уединении в лесной «пустыни» работали и молились сотни и сотни людей. Как пишет местная летопись, «любя в безмолвии жити». А поясной иконостас из трёх икон стал самым любимым, домашним по размеру — и духу культуры, праздничной даже в аскезе. И взоры его участников — полны любовью к человеку и призывом к его духовному подъёму.

В православных источниках сейчас пишут, что к святому Иоанну Предтече в наше время обращаются за молитвенной помощью в стяжании трезвенного образа жизни. Может быть, и сама чаша послужила тому. Вино, претворённое из символической крови Христа — это не простая рюмка. Но в наших местах мы такого не записали. На Ветке Иоанну молились «От головной боли».

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.