О работе Ветковского РОВД по борьбе с пьянством рассказал начальник отдела профилактики Александр Пасечнюк
Такое социальное зло, как пьянство, остаётся постоянным фронтом работ для правоохранителей Ветковского района. Более того, у отдела профилактики и его начальника Александра Пасечнюка есть убеждённость в тесном переплетении этого недуга общества с разного рода правонарушениями.
— Александр Витальевич, каке виды правонарушений и преступлений, связанные с алкоголем, досаждали милиции Ветки в этом году?
— Прежде всего это самогоноварение и «левый» алкоголь. В прошлом году было выявлено более 2,5 тонны самогона и браги, более тонны спирта, несертифицированной и фальсифицированной продукции. В этом году из оборота выведено 914 литров самогона и самогонной браги. К ответственности привлечено 16 лиц, некоторые уже во второй раз или даже больше. Усиленный режим работы в этом направлении неслучаен: по одним и тем же адресам приходится выезжать вновь и вновь.
— Выходит, или штрафы не внушают страха, или настолько прибыльно дело «подпольного бутлеггера», что нарушители готовы снова рисковать…
— Как сказать. Граждан, изготовляющих и реализующих брагу и самогон, ожидает административная ответственность в виде в штрафа в размере 10 базовых величин.Сейчас он составляет 2 миллиона 100 тысяч рублей. Подчеркну, что при повторных фактах самогоноварения штраф увеличивается соответственно количеству повторных случаев.
— Александр Витальевич, весь «алкогольный» контингент знаком вам и по другим делам. Предполагаю, что у такого круга, как обязанные лица, почти в ста процентах случаев есть проблемы со спиртным.
— Совершенно точно. У нас имеется 53 обязанных лица и в большинстве случаев в это положение они попали именно вследствие злоупотребления алкоголем. Несмотря на постоянный контроль за ними, некоторые всё же допускают прогулы на тех рабочих местах, где им надлежит отрабатывать долги. В разное время от двух до четырёх горе-родителей всё же допускают прогулы, некоторые даже злостно, постоянно. Штрафы в этом секторе не применяются по понятным причинам: обязанным лицам выплатить бы хоть долги по содержанию детей. Если раньше мы были ограничены только воспитательными мерами, то в последнее время спектр воздействия расширился. По статье 9.27 административные меры дополняет возможность подвергнуть аресту злостно прогуливающего работу. Причём сами сотрудники милиции решают сколько продлится этот арест исходя из ситуации, личности правонарушителя и количества прогулов.
Если и после такой меры воздействия виновный не берётся за ум и за три месяца допускает более 10 прогулов, то принимается решение о проведении проверки в рамках уголовно-процессуального кодекса. После материалы передаются в следственный комитет для возбуждения уголовного дела. По делам обязанных лиц в истекшем году вышеназванные меры были применены в отношении 5 человек.
— Каков сегодня среднестатистический портрет обязанного лица?
— Как ни странно, но у среднего злостного прогульщика и неплательщика женское лицо. Именно к женщинам приходится применять более жёсткие меры. Ей, как правило, за тридцать, разведена, кавалеры непостоянные и такие же непутёвые, имеет двоих и более детей, низкий социальный и образовательный статус, часто нет специальности. Встречаются, конечно, и вариации судеб, но определённая повторяемость обстоятельств и примет до боли знакома: неухоженность, отсутствие самоуважения и проблемы с алкоголем.
— Может, если устранить фактор пьянства, так сказать, волевым или, если не хватает воли, силовым методом, то и человек направится на путь истинный?
— К сожалению, не все хотят, не все поддаются даже «силовому» методу. За прошлый год в ЛТП мы направили 16 человек. В сравнении с предыдущим годом это на два человека больше. За текущий год — уже 5. Но ещё есть «список кандидатов» из более чем двух десятков лиц, которые пока ещё удерживаются на грани. Кто-то нашёл в себе силы перестать пить или обратился к кодированию, кто-то отправился на заработки. Люди пытаются выбраться из трясины пьянства. Но удаётся не всем. Например, возвратившись с заработков, они снова попадают в ту среду, которая и привела к пагубному пристрастию.
Из тех, кто отправляется по стране или за границу «в отхожий промысел» из числа нашего неблагополучного по пьянству контингента, возвращается в район до 70%, и определённая их часть берётся за старое. Они попадают под надзор милиции, формируя вместе с неисправимыми выпивохами тот самый «лист ожидания» в ЛТП.
— Неисправимые приверженцы зелёного змия доставляют и милиции, и гражданам множество неприятностей. Как осуществляется наблюдение за этим шатким контингентом и есть ли какая-то система профилактики перехода бытового пьяницы в фигуранта криминального дела?
— В настоящее время формируется информационная база, создание которой началось ещё в 2014 году. В ней будут содержаться данные о лицах, совершивших любые правонарушения в состоянии алкогольного опьянения, будь то семейная ссора или передвижение в тёмное время суток вне тротуаров без фликера. Те, за кем числится три и более таких эпизода, попадают в кандидаты на лечение в спецпрофилактории. Наркологическая экспертиза даёт ответ, до какой степени алкоголизма допился кандидат на лечение. Обычно это первая или вторая стадия заболевания. Алкоголик получает официальное предупреждение, после которого можно отправиться по «госпутёвке».
Мера призвана повоздействовать на сознание, остановить человека, пусть и угорзой такой позорной процедуры, а также предотвратить более тяжкие последствия: тенденция продвижения от мелких до тяжких преступлений в алкогольном угаре есть, и она имеет свойство только нарастать. Пьяный некритичен к своим действиям, и как бы не жалел потом о содеянном, исправить что-то бывает уже невозможно, особенно если речь идёт о человеческой жизни. Что же касается лечения в ЛТП, то оно небесплатно. За избавление от пагубного пристрастие заплатит сам алкоголик. Цены всё время меняются в сторону роста. Сутки в вытрезвителе до повышения базовой величины стоили около сотни тысяч.
— Тема насилия в семье тоже тесно связана с пьянством. Что изменилось к лучшему для жертв упитых дебоширов?
— Около полутора лет назад введена часть 2 статьи 9.1, которая предусматривает ответственность семейного дебошира не только в случае заметных телесных повреждений, которые называются лёгкими, но и в случае причинения побоев без видимых отметин, оскорблений, морального унижения на основании только заявления пострадавшего. Свидетельство по подобному вопросу будет основанием для возбуждения дела, если заявителю уже исполнилось 12 лет. Составляется административный протокол, материал рассматривается судом. Последствия для дебошира проявляются для начала в виде штрафа, предупреждения и поступления в базу данных. За ещё два подобных случая придётся объясняться в прокуратуре, куда дело может перейти автоматически.
Многое из сказанного должно заставить задуматься тех, кто балансирует на грани нормальной жизни и асоциального статуса. Те же, кто устал от алкогольной вакханалии по соседству, могут анонимно обратиться на круглосуточную горячую лиинию УВД Гомельского облисполкома по телефону 8(0232) 46-44-44 и сообщить о фактах продажи самогона и спиртосодержащей продукции физическими лицами.
Ария ГАТАЛЬСКАЯ.