Наследие предков

История белорусской земли оставляет нынешнему поколению немало “белых пятен”. Жизнь и быт республики непрестанно, из века в век менялись вместе с её границами, плавно вбирая в себя культуру разных народов, преобразуя её в свою собственную, ни на какую другую непохожую. Немало исторических памятников кануло в Лету ввиду разрушительных войн, своим шквалом захватывающих многострадальную белорусскую землю. И восстановить сейчас то, что подчас оказывается утраченным — подвиг сродни геройству на фронте.

Сейчас в Беларуси немало мест, которые считаются основными культурными центрами, “жемчужинами” республики. Многие из них обласканы вниманием туристов, а иные только ждут своего часа. Вот и про Ветковский музей народного творчества знает далеко не каждый житель или гость страны. Однако музей, в свою очередь, уникален и являет собой гордость не только Гомельщины, но и всей Беларуси.

Ветковский музей народного творчества был основан в ноябре 1978 года уроженцем города Ветки, художником, коллекционером местной старины Ф.Г. Шкляровым. Почти всю свою жизнь посвятил он сбору старинных книг, икон и прочих предметов старины, хранимых в старообрядческих семьях. Именно собранная им коллекция стала основой экспозиции будущего музея. Расположившись в отреставрированном старинном особняке, Ветковский музей народного творчества с самого момента своего возникновения продолжает дело своего основателя, бережно собирая и храня уникальное культурное наследие предков. В этом, безусловно, огромная заслуга нынешнего коллектива музея под руководством его директора Г.Г. Нечаевой. Всего в музее трудятся 29 человек, в числе которых два кандидата наук. На счету музейного коллектива — более восьми печатных трудов, большая экспедиционная работа, кропотливый реставрационный труд. Музейная экспозиция — заслуга их нелёгкого труда.

Здесь собраны уникальные творения мастеров Ветковщины, ключевые из которых — старообрядческие иконы XVII-XX веков, главным образом, произведения местной ветковской школы иконописи. Развиваясь на границе трёх восточнославянских народов, старообрядческая культура Ветки создала собственные традиции. Вообще, истории старообрядчества в музее уделено ключевое внимание. Помимо иконографии, в экспозициях представлено более сотни рукописей XVI-XIX столетий, 590 старопечатных памятников, среди которых — произведения Ивана Фёдорова, Петра Мстиславца, Василия Гарабурды, Онисима Радишевского, белорусских, украинских и московских печатных дворов XVI-XVIII веков.

Особое значение уделено народному быту и промыслам, существовавшим и развивавшимся на территории Ветковщины. В музее можно ознакомиться с орудиями труда, увидеть реконструированный образ типичного жилья тех времён, воочию познакомиться с традициями, важнейшей из которых было ткачество. Коллекция музея, в том числе ритуальных рушников (684 единицы), собранная за время его существования, составляет свыше 2565 предметов и является самым полным и изученным собранием в регионе. Представленные рушники являют собой образец стиля и орнаментов, не характерных для других частей Беларуси.

Весьма показательным примером может служить тот факт, что мне довелось также знакомиться с коллекциями рушников из собрания Мотольского музея народного творчества, что в Ивановском районе Брестской области. Они являют собой полностью иной культурологический подход, качественно иную школу ткачества. Это явно выражено в используемых орнаментах — растительные и цветочные мотивы мотольских рушников — прямая противоположность строгой геометричности в рушниках ветковских. Две эти школы развивались параллельно, не пересекаясь друг с другом, и явили миру совершенно разные образцы ткаческого искусства, на которые, вероятно, оказали влияние не только этнографические и культурологические факторы, но и различие природно-климатических зон.

Во время посещения Ветковского музея народного творчества неоднократно ловил себя на мысли, что очень мало в наше время осталось подобных очагов культуры, где можно глубоко познакомиться с историей и бытом своего народа. Ранее уже говорилось, что здание музея — бывшая усадьба местного купца Грошикова. И в память об этом в одном из залов создана реконструкция комнаты, в которой расположилась экспозиция самоваров. Она живо напомнила мне Музей самовара в Туле. Ведь и здесь, за многие сотни вёрст, есть несколько образцов тульских самоваров — по праву лучших во всём государстве Российском.

Деятельность музейного коллектива неоднократно и высоко была отмечена на республиканском уровне. В 2004 году Ветковский музей народного творчества включён в туристический проект “Золотое кольцо Гомельщины”. Во 2-м республиканском конкурсе “Познай Беларусь” в номинации “Лучший музей года” ВМНТ был отмечен специальной грамотой “За сохранение и возрождение традиций”. За плодотворную работу по изучению и пропаганде белорусской национальной культуры, значительный вклад в сохранение и возрождение историко-культурного наследия в январе 2008 г. музей получил специальную премию Президента Республики Беларусь деятелям культуры и искусства в номинации “Музейное дело”. Был реализован проект “Живой голос традиций”, осуществлённый при финансовой поддержке Фонда развития международной информационной сети по Чернобылю при ООН (ICRIN). В рамках данного сотрудничества музею было предоставлено современное мультимедийное оборудование.

В настоящее время музей — современный комплекс, в состав которого входит не только собственно здание в Ветке, но и открывшийся 26 сентября 2008 года гомельский филиал, расположенный на территории дворцово-паркового ансамбля Румянцевых и Паскевичей. Именно здесь расположилась детская школа, в которой ребята овладевают навыками ткачества.

Конечно, есть и свои трудности, которые волнуют работников музея. В числе приоритетных, конечно же, недостаток финансирования. Содержание экспонатов и дальнейшее развитие экспозиций требует расширения музейных площадей. Есть планы по превращению в музей здания бывшего райвоенкомата, однако на его реконструкцию средств попросту нет.

Актуально и то, что всё меньше остаётся исторических памятников, да и те зачастую разрушаются и ветшают без надлежащего содержания. А таких на территории Гомельщины немало. Но, самое главное, есть люди, для которых история родной страны — главный смысл жизни. А это, пожалуй, самое большое богатство нации.

Георгий САРКИСЯН, член Союза журналистов России.

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.