Дороженька Солженицына проходила через Беседь

Известно ли вам, что среди тех, кто освобождал Ветковский район от фашистов осенью 1943 года, был известный писатель и диссидент Александр Исаевич Солженицын?

Русский прозаик, драматург и поэт, лауреат Нобелевской премии (1970) Александр Исаевич Солженицын (1918–2008) приобрёл известность после того, как была напечатана его повесть “Один день Ивана Денисовича”. В Советском Союзе также полюбились такие произведения, как “Случай на станции Кречетовка”, “Матрёнин двор”, в 1964 году Александр Исаевич был выдвинут на Ленинскую премию по литературе, но не получил эту награду.

Его жизнь была длинной и интересной. Солженицын знал не понаслышке об ужасах сталинских лагерей. В 1941 году он ушёл на фронт сразу после окончания университета, а в 1945 году был арестован. Основанием для задержания явилась переписка со школьным другом в 1944-45 годах, где усмотрели непочтительное высказывание о Сталине. В июле 1945 года Александра Исаевича Солженицына “осудили” заочно к восьми годам лагерей. Это в то время считалось мягким приговором.

В 1967 году началась травля писателя — после того как он отправил открытое письмо Съезду писателей с призывом прекратить цензуру. Его романы “В круге первом” и “Раковый корпус” не были напечатаны в СССР, зато появились на Западе.

В 1974 году и сам Солженицын стал “западным” жителем. Писатель был арестован, обвинён в государственной измене, лишён гражданства и депортирован в ФРГ. Поводом для гонений послужила публикация на Западе в 1973 году книги “Архипелаг Гулаг: Опыт художественного исследования”, где Солженицын рассказал истинную историю советского государства.

Два года Александр Исаевич прожил в Цюрихе, затем переехал в США и поселился в штате Вермонт. Прожив на Западе 20 лет, в 1994 году Солженицын вернулся на родину.

Собрание сочинений Александра Исаевича Солженицына составляет 30 томов. Сегодня мы советуем ветковчанам познакомиться с одним из них — поэмой “Дороженька”, немало рассказывающей о событиях Великой Отечественной войны.

В 1941 году Александр Исаевич Солженицын заканчивает университет в Ростове, а 18 октября 1941-го уходит на фронт, сначала простым солдатом, а после окончания офицерской школы в Костроме — в звании лейтенанта. С февраля 1943 года Александр Солженицын служил командиром батареи звуковой разведки 794 Отдельного армейского разведывательного артиллерийского дивизиона (позже — 68 Севско-Речицкой ПАБр) 2-го Белорусского фронта. В составе этих частей будущий писатель и поэт Солженицын освобождал от фашистов Белоруссию, а также нашу Ветковщину.

Осенью 1943-го, в городе Ветке, пройдя сотни и сотни километров похода, обстрелянный, тёртый и бывалый старлей Солженицын вслужился, усвоил тонкости армейских порядков, познал доблесть воина. Огромный по времени и расстоянию марш-бросок от Центральной России до Белоруссии, от Орла до Гомеля, от Неручи до Сожа оставил у Александра Солженицына сложные, смешанные, незабываемые впечатления. Ему врезались в память и запали в душу места, где они продвигались, укреплялись, стояли, отбивались, потом снимались и двигались дальше. Турск, Чечерск, Мадоры, Святое, Жлобин, Рогачёв, Ола, Вишеньки, Шипарня, Беседь, Свержень, Заболотье, Рудня Шлягина. Бедная, сиротская земля, обезглавленные церкви, унылые избы, сгнившие мосты, хлипкие насыпи. Или две соседние деревеньки Юрковичи-Шерстин, где случился бой по расширению плацдарма и где земля (“Кто поймёт твой ужас и твою тоску?”) вся была изрыта, искромсана, и рыжая мокрая глина открытого окопа не могла дать солдату никакой зашиты от смертельного огня.

К этим клочкам омертвелой белорусской земли прикипело сердце Солженицына. Стояние на реке Сож, длившееся почти два месяца, дало возможность ощутить, насколько солдат привык к войне. Если снаряд жужжал и падал дальше, чем за 100 метров, Александр Солженицын оставался в хате, писал письма, читал газеты, не обращая внимания на дребезг стёкол, то и дело вылетавших из окон.

Здесь, в обороне, Солженицын снова стал писать. Из наблюдений за освобождёнными маленькими городами (по воспоминаниям его сослуживцев комбат старался заезжать в каждый такой город, даже если тот был в стороне от основного маршрута. А значит, был Александр Солженицын и в городе Ветке) — был написан рассказ “В городе М”.

Фронтовые воспоминания тех лет вошли и в поэму “Дороженька” (1948-1952). Пятая глава этой поэмы (а вернее — повести в стихах, как её назвал сам Александр Солженицын) озаглавлена “Беседь” и посвящена боям на территории Ветковского района.

…Ещё в апреле 1943-го Указом Президиума Верховного Совета были восстановлены каторга и смертная казнь через повешение — и война, будто беспощадный наставник, посылает комбату Солженицыну особое испытание (осенью 1943-го): лично присутствовать “на настоящей казни”, куда пригласил его старший по званию, как приглашают на показательное зрелище по части политпросвета и боевой закалки. И Александр Солженицын, находясь среди толпы зрителей, военных и штатских, видит казнимого — не немца, а своего, русского, полусонного, в рваных портках, слышит приговор дивизионного трибунала, наблюдает за исполнением приговора…

Н. ЮРЧЕНКО, Голос Ветковщины.

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.