Вопросы развития и совершенствования образовательной сферы в Беларуси обсуждались на рабочей встрече главы государства Александра Лукашенко с вице-премьером Василием Жарко и министром образования Игорем Карпенко.
Президент поинтересовался ходом вступительной кампании, которая должна завершиться 20 августа. «Мне хотелось бы знать основное. Как окончательно будем корректировать правила приема? Такая задача была поставлена всем, кто контролировал ход вступительной кампании. Как мы доработаем, изменим или вернемся где-то, может, к старому? Много времени прошло, в течение которого мы апробировали разные подходы. На чем остановимся? Это главный вопрос — ход кампании и корректировка правил приема», — сказал Александр Лукашенко.
Глава государства также попросил проинформировать его о готовности к учебному году образовательных учреждений различного уровня, возможном наличии проблемных вопросов.
«В этом плане также вопрос первостепенной важности — обновление учебных программ и учебники, — отметил Президент. — Никакой проблемы в этом не вижу. Даже в сроках. Мы ведь не заново создаем учебники, учебные программы. В основном это нормальные учебные программы и учебники. Но некоторые темы, как обнаружилось не только в гуманитарной сфере, но и в учебниках физики, математики, до дури доходят. Эти темы надо корректировать», — заявил белорусский лидер.
Александр Лукашенко потребовал оперативно провести данную работу в соответствии с ранее намеченными сроками, чтобы в основном в 2018 году завершить издание новых учебников и доработку учебных программ. «По каждому учебнику можно создать группу. К этому надо привлечь больше практиков, а не академиков. Но и от академиков отказываться нельзя, потому что это люди, которые, образно говоря, находятся наверху знаний», — заметил глава государства.
Президент обратил внимание на подготовку к новому учебному году, проведение школьных базаров. Особый акцент — на малообеспеченные семьи, детей-сирот. «Формула одна — чтобы 1 сентября дети были одинаковые. Не в том плане, что они должны быть одеты в черно-белые переднички, гольфы или платьица. А чтобы не выделялись дети из семей, которые не так богаты сегодня. Мы должны одеть достойно к 1 сентября всех детишек», — подчеркнул Александр Лукашенко.
Еще одна тема — подготовка и проведение Республиканского педагогического совета. «Мы должны провести его на достойном уровне. На подобных педагогических советах Президент давно не бывал, и настало время, да и есть что сказать педагогическому обществу в плане и новых условий, новых программ, поступлений — всех вопросов, которые мы будем обсуждать. Ну, и посоветоваться с педагогами. Я думаю, они нам что-то подскажут. Это все-таки наша опора, наши люди, и мне очень важно побывать на подобном педсовете», — отметил глава государства.
Президент потребовал сделать это мероприятие неформализованным, чтобы можно было обсудить и вычленить проблемы, которые необходимо решать.
Василий Жарко, председатель государственной комиссии по контролю за ходом подготовки и проведения вступительных испытаний в учреждениях высшего и среднего специального образования в 2017 году, проинформировал главу государства, что в целом вступительная кампания проходит на должном организационном уровне и характеризуется отсутствием конфликтных ситуаций. В рабочую группу госкомиссии поступило 16 устных и 11 письменных обращений, по каждому из них даны разъяснения и ответы.
Возврат к пятибалльной системе оценки знаний предлагается обсудить в Беларуси
Возврат к пятибалльной системе оценки знаний предлагается обсудить в Беларуси. Об этом заявил журналистам вице-премьер Василий Жарко по итогам рабочей встречи с главой государства Александром Лукашенко.
«Десять лет как в стране введена десятибалльная система обучения. Много вопросов стоит по десятибалльной системе. Это и иногда бывает субъективизм в оценке. И у нас нет неудовлетворительной оценки. Потому что один балл — это тоже оценка знаний. Раньше (при пятибалльной системе. — Прим. БЕЛТА) понимали — единица, двойка — это неудовлетворительные оценки. Поэтому надо вынести на обсуждение общественности. Может быть, и вернуться к пятибалльной системе», — сказал вице-премьер.
«Чтобы каждый понимал: четыре, значит, четыре. Пять, значит — отличник. Нет субъективизма, — привел пример Василий Жарко. — Что такое 4 с минусом, 4 и 4 с плюсом (по старой системе. — Прим. БЕЛТА) — 6, 7, 8. Где грань между шестеркой и семеркой, семеркой и восьмеркой?»
Вице-премьер отметил, что для перевода на бюджетную форму обучения кроме участия в общественной жизни и других критериев нужны оценки как минимум в 7 баллов. «Один преподаватель поставил 6, другой поставил 7. Но и там четыре, и там четыре (по пятибалльной системе. — Прим. БЕЛТА)», — добавил он.
Александр Лукашенко, выслушав предложение, подчеркнул, что этот вопрос, прежде чем принимать какое-либо решение, необходимо очень хорошо обсудить.
Заочное обучение в Беларуси может стать в основном платным
«Обсуждали вопросы заочного обучения. Государственная комиссия внесла предложение, что заочное обучение в основном должно быть платное. Для выпускников средних школ — только через год стажа работы, чтобы выпускник имел навыки и понимал, на кого он идет, чтобы какая-то специальность уже была выбрана. По некоторым специальностям заочное обучение может быть также на бюджетной форме», — рассказал Василий Жарко по итогам встречи.
Вице-премьер отметил разницу в уровне подготовки на дневном и заочном отделениях. «На заочное отделение, я считаю, должны идти осознанно те, кто прошел ступени или ПТУ, или среднего специального учебного заведения, колледжа», — пояснил он.
Жарко: вопрос на будущее — надо ли при поступлении учитывать средний балл аттестата
Надо ли при поступлении учитывать средний балл аттестата? Соответствующий дискуссионный вопрос обозначил в интервью журналистам вице-премьер Василий Жарко по итогам доклада Президенту Беларуси о ходе приемной кампании и подготовке системы образования к новому учебному году.
«Мы обсуждали на будущее, в перспективе нужно посмотреть, надо ли при поступлении учитывать средний балл аттестата», — сказал Василий Жарко.
«Тоже есть вопросы. Школьники стараются, чтобы подтянуть все знания. Опять же, чтобы здесь не было субъективизма. Это на будущее», — добавил он.
Жарко предлагает постепенно снижать набор на обучение в вузах
«Нам необходимо выстраивать правильную пирамиду обучения. Она у нас немного перевернутая», — отметил Василий Жарко.
Он пояснил, что на сегодняшний день в стране выпускников вузов в два раза больше, чем тех, кто завершил обучение в учреждениях, предоставляющих среднее специальное и профессионально-техническое образование. «Надо наоборот выстраивать, чтобы в вуз шел человек наиболее грамотный, подготовленный, — сказал вице-премьер. — Поэтому мы, наверное, будем потихоньку уменьшать количество поступающих в вузы, а давать больше мест для поступления на профессионально-техническое и среднее специальное образование. Чтобы человек, когда завершил обучение в колледже, понимал, куда идет, и поступал в вуз даже пусть на заочную, но сокращенную форму обучения».
Василий Жарко также заявил о необходимости провести аттестацию и проверить на соответствие лицензируемым требованиям все вузы Беларуси. «В стране 51 вуз. Из них 9 — частной формы собственности и 42 государственных. И я понимаю, что их, наверное, для нашей небольшой страны и много», — заметил вице-премьер.
Лукашенко поставил задачу добиться повышения зарплат в социальной сфере
«Зарплата педагога, как и зарплата врача, должна быть достойной. И задачу Президент поставил. Она должна быть выполнена и в этом, и в следующем году, — заявил вице-премьер. — В этом году у нас планируется Br800 в среднем по отрасли. И мы обязаны этой зарплаты достичь к концу года. В следующем году зарплата должна быть выше».
На встрече глава государства подчеркнул, что учителя и врачи — это основа общества, и необходимо уже к концу года поднять планку средней зарплаты, а также более плотно заняться соответствующим вопросом в следующем году.
Жарко: результаты ЦТ-2017 на 10-15% лучше прошлогодних
«Результаты тестов на 10-15% лучше, чем в прошлом году, по 11 предметам. Но это свидетельствует о том, что мы уже в этом году начали пересматривать соответствие тестов школьной учебной программе. Эта работа будет продолжена — Президент дал такое поручение — к следующей вступительной кампании, чтобы все тесты были пересмотрены и четко соответствовали учебной программе средней школы», — заявил Василий Жарко.
По его словам, централизованное тестирование прошло спокойно, конфликтных ситуаций не было. «Государственная комиссия и комиссии, которые созданы в городе Минске и областях, работают организованно. Во всех комиссиях работают телефоны горячих линий. К нам поступило лишь 16 устных и 11 письменных обращений, на которые даны ответы. В основном они касались правил приема, правил подачи документов на тестирование», — сказал вице-премьер.
Всего ЦТ в нынешнем году проходили 90,1 тыс. человек. По итогам тестирования 303 участника получили 100-балльные результаты, из них 11 абитуриентов — по 2 учебным предметам.
Переход на всеобщее среднее образование предлагается в Беларуси — Карпенко
Об этом сообщил журналистам министр образования Игорь Карпенко по итогам рабочей встречи у Президента Беларуси Александра Лукашенко.
По словам министра, на предстоящий во второй половине августа республиканский педагогический совет выносятся концептуальные подходы по развитию системы образования. «Главный посыл в этих концептуальных подходах — переход на всеобщее среднее образование. На сегодняшний момент у нас в нормативной базе прописано базовое образование — 9 классов. Мы предлагаем перейти на всеобщее среднее образование», — сказал Игорь Карпенко.
Система образования, по оценке министра, фактически готова к такому переходу. В стране выстроена четкая система, в рамках которой граждане могут получать общее среднее образование — «через систему школ, гимназий, лицеев, через профессионально-техническое и среднее специальное образование», уточнил Игорь Карпенко.
Сохранившаяся в Беларуси система всеобуча, когда учреждения образования четко работают с семьями и выявляют детей, которые должны пойти в школу, позволяет учитывать каждого ребенка. «Кроме того, для тех, кто не имеет общего среднего образования, сегодня есть возможность через систему вечерних классов либо группы, которые могут создаваться в обычном учреждении общего среднего образования, получить это среднее образование. У нас сохранился и институт экстерната сдачи экзамена за общую среднюю школу», — отметил министр.
Карпенко: к 1 сентября в Беларуси выпустят 30 новых учебников, до конца года еще 11
«Мы выпустим порядка 30 новых учебников, которые будут использоваться с 1 сентября. Еще часть будет издана до конца года — 11 учебников. По тем старым учебникам, которые будут использоваться, четко даны методические рекомендации, что из этих учебников брать, а что нет, — сказал министр. — В целом поставлена задача до конца 2019 года полностью обновить всю линейку учебников по общему среднему образованию».
По словам Игоря Карпенко, содержание образования и программы обучения — это один из важных вопросов подготовки к новому учебному году. По состоянию на 1 августа все школьные программы были переработаны, они доступны на образовательном портале. Подготовлены методические рекомендации, которые направлены в регионы. «Сейчас в регионах и на республиканском уровне проходят методические совещания, советы, которые конкретно уже смотрят, как эти программы будут реализовываться на практике и как будут сопоставляться, в том числе с некоторыми старыми учебниками, которые мы в силу времени не можем к 1 сентября подготовить», — отметил он.
Карпенко призывает предприятия и профсоюзы подключиться к подготовке детей к школе
«Должны включиться и субъекты хозяйствования, которые по коллективным договорам совместно с профсоюзными комитетами могут оказать помощь родителям детей школьного возраста в виде определенных материальных выплат и помощи», — заявил министр.
Игорь Карпенко отметил, что Президент уделил особе внимание подготовке к школе детей из малообеспеченных, многодетных семей, детей-сирот. «На сегодняшний день по программе демографической безопасности Br6,6 млн выделено на подготовку к школе детей из многодетных семей. Всего у нас чуть более 93 тыс. таких многодетных смей, которые воспитывают порядка 279 тыс. учащихся. Дети-сироты тоже не должны быть обделены вниманием при подготовке к школе», — сказал руководитель образовательного ведомства.
Карпенко: к новому учебному году подписано около 90% паспортов готовности учреждений образования
«В целом по системе образования подготовка к новому учебному году ведется в штатном режиме. Подписано 89% паспортов готовности учреждений образования», — отметил министр.
Он рассказал, что в Беларуси около 8 тыс. образовательных учреждений разного типа, начиная от детского сада, заканчивая вузами, где обучаются около 2,3 млн детей, подростков, учащихся и студентов. Эту систему обеспечивают более 450 тыс. педработников разного уровня.
К 1 сентября в этом году вводятся в строй две школы-новостройки. Одна из них в Минске, другая — в Кричеве. Кроме этого, с начала текущего года в стране введены шесть учреждений дошкольного образования. Еще столько же планируется ввести к 1 сентября, и четыре будут введены до конца года.
Дорожную карту развития системы образования до 2030 года примут на республиканском педсовете
Планируется, что на мероприятии обсудят концептуальные подходы по развитию системы образования. В их числе изменения, которые могут претерпеть правила приема при поступлении в вузы.
«Мы эти концептуальные подходы разошлем на места — в учреждения образования, где должно пройти их обсуждение. Кроме того, мы в первый день республиканского педагогического совета в рамках секций обсудим эти концептуальные подходы и затем с участием главы государства на пленарном заседании примем их, — сказал Игорь Карпенко. — Это своеобразная дорожная карта, которая определит приоритеты, направления, куда должна двигаться система образования в ближайшей перспективе до 2020 года и стратегически до 2030 года».
Мнения
Валентина Широкова, заслуженный учитель Беларуси директор гимназии №1 г.Витебска:
«Педагогам нужны более четкие критерии оценки знаний учащихся. 4 или 5, 9 или 10? Какая бы система ни была, разницы нет, потому что оценку определяют утвержденные критерии. Если они четкие — все в порядке. Если нет — возникают вопросы. Поэтому самое главное — иметь четкую нормативную базу».
Вероника Лактина, учитель информатики витебской гимназии №8:
«Необходимо постепенно снижать набор на получение высшего образования и проводить более выраженную работу по профориентации и повышению престижа востребованных на рынке труда профессий».