Для Аллы Кобзарь, учителя русского языка и литературы с 36-летним стажем, награда «Отличник образования» — не просто признание опыта, а школа — это не просто уроки. Педагогический путь учителя городской гимназии выстроен годами практики и влиянием первых наставников, и сегодня она уверенно находит «ключи» к сердцам учеников, требуя от них не только знаний, но и ответственности.
Алла Васильевна начинает свой рассказ с образа первой учительницы, оказавшей на неё судьбоносное влияние:
— Её имя — Демидка Антонина Сафроновна. Она была для меня словно вторая мать: доб- рая, тёплая, чуткая. Только потом мы узнали правду, что наш учитель пережил немыслимое — она была узницей немецкого концлагеря. Носила номер на руке, и я его видела, но в детстве не понимала значения. Потом узнала подробности и была потрясена.
Этот опыт подтолкнул её к пониманию, что за профессиональным образом стоит целая жизнь, полная радостей и страданий.
Решение посвятить себя русскому языку и литературе пришло к Алле Васильевне не сразу. Делится она историей о том, как в школьные годы колебалась между историей и филологией:
— Поворотным моментом стала поддержка любимого учителя, Любови Стефановны Фицевой. Поступление в вуз оказалось непростым: от школьной системы с её опекой пришлось резко перейти к университетской, где главный акцент делался на самостоятельное обучение, но это только закалило мой характер.
Воспоминания о первых шагах в профессии остаются для неё важным ориентиром. Первое назначение в деревню Бартоломеевку оставило тёплый след.
— Деревенские дети были такими искренними и любопытными, — вспоминает учитель. — Я помню поездку в 1989/1990 учебном году на три месяца в Геленджик после катастрофы на Чернобыльской АЭС: это было и испытание, и открытие. Там я увидела детей в другой роли — они помогали старшим, брали ответственность за младших.
Долгие годы Алла Васильевна совмещала преподавание с административной деятельностью: более 15 лет она была завучем по воспитательной и педагогической работе, одновременно ведя классное руководство. Этот опыт, по её словам, закалил и расширил взгляд на школу как на общественное пространство, где формируются не только знания, но и ценности.
О том, что значит войти в класс с ясной задачей, Алла Васильевна говорит просто:
— Учитель не ограничивается передачей фактов, его задача — заинтересовать учащегося. Сказать «научить» — слишком поверхностно. Важно направить ребёнка так, чтобы он сам пошёл за информацией за рамками учебника: заинтересовался автором, его судьбой, захотел узнавать ещё.
По словам педагога, умение воспитать любопытство — краеугольный камень учебного процесса.
В условиях, когда гаджеты заполняют жизнь детей, а доступ к искусственному интеллекту формирует готовые ответы, Алла Васильевна говорит, что развитие фантазии и умение собирать смысл из текста важнее быстрых готовых решений.
— Нейросети могут сгенерировать образ, и это здорово в плане возможностей, — рассуждает учитель. — Но когда ребёнок читает произведение и сам рисует в голове картину, развивается воображение, это и есть главный тренажёр мышления.
Домашняя книжная полка, считает Алла Васильевна, — не просто важный атрибут дома, а символ воспитания. Ещё до её рождения, вспоминает учитель, родители собирали книги, считая их необходимостью для будущего школьника.
— Отец с зарплаты всегда покупал книги, — рассказывает она. — У него был прекрасный вкус. Сейчас часто говорят, что дети не читают, а я думаю, всё потому, что не читают родители.
По убеждению опытного педагога, чтение формирует мировоззрение и учит разбираться в людях: литература — это не только сюжет, но и практика понимания характеров и жизненных ситуаций.
Особую гордость она испытывает, наблюдая, как её бывшие ученики выбирают профессию учителя.
— Со мной в гимназии сейчас работают Юлия Петровна Лакосник, Наталья Анатольевна Суханова и Евгения Игоревна Жук — мои ученицы, — отмечает она с лёгкой улыбкой. — Сначала я их учила, а теперь учусь у них: современные педагогические подходы, они вдохновляют меня и помогают идти в ногу со временем.
Тем не менее перемены в образе жизни детей тревожат педагога. Алла Васильевна отмечает заметное снижение уровня грамотности и ухудшение почерка из‑за постоянного пользования гаджетами.
Уроки Аллы Васильевны — это сочетание требовательности и доброжелательности. Она уверена: настоящая похвала помогает раскрыть талант, но без труда и ответственности даже лучшие способности не реализуются. В понимании преподавателя, учительство — это призвание и ежедневный труд, направленный на то, чтобы каждый ребёнок стал не только грамотным, но и ответственным, мыслящим человеком. Воспитание характера, по её убеждению, не менее важно, чем преподавание правил и анализ произведений.


Текст и фото Алины НИКОЛИНОЙ
