Главная страница » Учитель продолжается в своих учениках

Учитель продолжается в своих учениках

Для Аллы Кобзарь, учителя русского языка и литературы с 36-летним стажем, награда «Отличник образования» — не просто признание опыта, а школа — это не просто уроки. Педагогический путь учителя городской гимназии выстроен годами практики и влиянием первых наставников, и сегодня она уверенно находит «ключи» к сердцам учеников, требуя от них не только знаний, но и ответственности.

Алла Васильевна начинает свой рассказ с образа первой учитель­ницы, оказавшей на неё судьбо­носное влияние:

— Её имя — Демидка Антони­на Сафроновна. Она была для меня словно вторая мать: доб- рая, тёплая, чуткая. Только по­том мы узнали правду, что наш учитель пережил немыслимое — она была узницей немецкого концлагеря. Носила номер на руке, и я его видела, но в дет­стве не понимала значения. По­том узнала подробности и была потрясена.

Этот опыт подтолкнул её к по­ниманию, что за профессиональ­ным образом стоит целая жизнь, полная радостей и страданий.

Решение посвятить себя рус­скому языку и литературе при­шло к Алле Васильевне не сра­зу. Делится она историей о том, как в школьные годы колебалась между историей и филологией:

— Поворотным моментом ста­ла поддержка любимого учителя, Любови Стефановны Фицевой. Поступление в вуз оказалось не­простым: от школьной системы с её опекой пришлось резко перейти к университетской, где глав­ный акцент делался на самосто­ятельное обучение, но это только закалило мой характер.

Воспоминания о первых шагах в профессии остаются для неё важным ориентиром. Первое на­значение в деревню Бартоломе­евку оставило тёплый след.

— Деревенские дети были такими искренними и любопыт­ными, — вспоминает учитель. — Я помню поездку в 1989/1990 учебном году на три месяца в Геленджик после катастрофы на Чернобыльской АЭС: это было и испытание, и открытие. Там я увидела детей в другой роли — они помогали старшим, брали от­ветственность за младших.

Долгие годы Алла Васильевна совмещала преподавание с ад­министративной деятельностью: более 15 лет она была завучем по воспитательной и педагогиче­ской работе, одновременно ведя классное руководство. Этот опыт, по её словам, закалил и расши­рил взгляд на школу как на обще­ственное пространство, где фор­мируются не только знания, но и ценности.

О том, что значит войти в класс с ясной задачей, Алла Васильев­на говорит просто:

— Учитель не ограничивается передачей фактов, его задача — заинтересовать учащегося. Сказать «научить» — слишком поверхностно. Важно направить ребёнка так, чтобы он сам по­шёл за информацией за рамка­ми учебника: заинтересовался автором, его судьбой, захотел узнавать ещё.

По словам педагога, умение воспитать любопытство — крае­угольный камень учебного про­цесса.

В условиях, когда гаджеты за­полняют жизнь детей, а доступ к искусственному интеллекту фор­мирует готовые ответы, Алла Васильевна говорит, что разви­тие фантазии и умение собирать смысл из текста важнее быстрых готовых решений.

— Нейросети могут сгенериро­вать образ, и это здорово в пла­не возможностей, — рассуждает учитель. — Но когда ребёнок чи­тает произведение и сам рисует в голове картину, развивается воображение, это и есть главный тренажёр мышления.

Домашняя книжная полка, считает Алла Васильевна, — не просто важный атрибут дома, а символ воспитания. Ещё до её рождения, вспоминает учитель, родители собирали книги, считая их необходимостью для будущего школьника.

— Отец с зарплаты всегда по­купал книги, — рассказывает она. — У него был прекрасный вкус. Сейчас часто говорят, что дети не читают, а я думаю, всё потому, что не читают родители.

По убеждению опытного педа­гога, чтение формирует мировоз­зрение и учит разбираться в лю­дях: литература — это не только сюжет, но и практика понимания характеров и жизненных ситуа­ций.

Особую гордость она испыты­вает, наблюдая, как её бывшие ученики выбирают профессию учителя.

— Со мной в гимназии сейчас работают Юлия Петровна Лакос­ник, Наталья Анатольевна Су­ханова и Евгения Игоревна Жук — мои ученицы, — отмечает она с лёгкой улыбкой. — Сначала я их учила, а теперь учусь у них: современные педагогические подходы, они вдохновляют меня и помогают идти в ногу со вре­менем.

Тем не менее перемены в об­разе жизни детей тревожат педа­гога. Алла Васильевна отмечает заметное снижение уровня гра­мотности и ухудшение почерка из‑за постоянного пользования гаджетами.

Уроки Аллы Васильевны — это сочетание требовательности и доброжелательности. Она увере­на: настоящая похвала помогает раскрыть талант, но без труда и ответственности даже лучшие способности не реализуются. В понимании преподавателя, учи­тельство — это призвание и еже­дневный труд, направленный на то, чтобы каждый ребёнок стал не только грамотным, но и от­ветственным, мыслящим чело­веком. Воспитание характера, по её убеждению, не менее важно, чем преподавание правил и ана­лиз произведений.

img_2848-1024x682 Учитель продолжается в своих учениках

gx7hlp1fi-wi2sledtazgzmdtqy4lqgkrdmdowupiby0b8ztznysdsyd4jkoi9iwfzwhwbrqo_ik0bjzwk6iik2e-1024x576 Учитель продолжается в своих учениках

Текст и фото Алины НИКОЛИНОЙ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *