Главная страница » Чемерня у Каменной Горы

Чемерня у Каменной Горы

 Курортный посёлок — это первая и прочная аналогия, которая немедленно приходит в Чемерне. Такая мечта есть у многих — жить на самом берегу красивой реки, с собственным причалом или спуском к воде. Поставить баньку, да так, чтобы из парилки — сразу в речку.

 Удивительно, но посёлок в этом заме­чательном месте возник относительно недавно. Поначалу — как хутор в Покать­ской волости в конце XIX века, а потом, с 1920-х годов, здесь начали строиться крестьяне из окрестных деревень.

Кто же приходил на эти земли? Рыба­ки? Или просто люди с развитым чувством прекрасного? Пейзажи вокруг такие, к ка­ким не привыкнуть за всю жизнь — каж­дый раз как впервые глаз радуют и душу трогают.

Мы стоим на высоком холме с Натальей Михайловной Буевской, в девичестве — Довыденко. На востоке — достойный ки­сти живописца вид на реку. На западе — пологие волны полей с остатками древних курганов.

IMG_3623-1024x683 Чемерня у Каменной Горы

IMG_3602-1024x683 Чемерня у Каменной Горы

IMG_3619-1024x683 Чемерня у Каменной Горы

IMG_3615-1024x683 Чемерня у Каменной Горы

— Видите заросшие бугорки-«островки» на поле? Это и есть курганы, — показы­вает Наталья Михайловна. — За послед­ние 40–50 лет они заметно уменьшились, почти вросли в землю. Но я помню их до­статочно высокими. Мы в детстве среди них играли — они были значительно выше нас. Сейчас же остался только намёк.

Позже из археологических данных под­черпну — в этом поле значилось 19 кур­ганов, связанных с культурой радимичей. Во время раскопок учёными была обна­ружена коллекция керамики, орудий и украшений.

«Гора», на которой мы стоим, — сама по себе памятник. Точнее — историко- культурная ценность: городище периода раннего Железного века. Когда-то — мо­жет, тысячу лет назад, а может, и все 3 ты­сячи (этими временными рамками ограни­чивается памятник) — здесь жили люди, которым нравились эти места? Возможно. Но археологические сведения и предания местных жителей говорят о другом.

На «Горе», которую в легендах зо­вут «Каменой», «Чёртовой», «Серико­вой», испокон веков находилось языче­ское святилище.

О языческом святилище из книги «Па­мяць» Ветковского района — в статье из­вестного археолога Олега Макушникова:

«В живописном урочище Каменная Гора на севере от деревни Чемерня раз­мещается древнее культовое городище, площадка которого занимает господству­ющую в этих местах высоту над Беседью. С вершины горы, где сейчас находится деревенское кладбище, хорошо видны окрестности Светиловичей и Великих Немков.

Центром святилища является почти круглая в плане площадка диаметром 20–24 метра… Площадку ограничивает земляной вал, который охватывает её на­подобие подковы. За валом идёт малоза­метный сейчас ров, который соединяет в единое целое два глубоких яра…

Одно из названий, которое дали этому месту жители Светиловичей и Великих Немков, — Чёртова Гора. По преданиям, которые автор этих строк слышал от сель­чан во время обследования памятника в начале 80-х годов, в незапамятные вре­мена на этой горе жил богатырь Серик. Сказывали, что он бросал отсюда огром­ные каменные молоты-топоры, которые долетали аж до Великих Немков. Так со­хранились воспоминания про языческие времена, когда на горе существовало святилище, посвящённое одному из бо­гов, возможно Перуну. С приходом сюда христианства, с крещением радимичей, в XII веке святилище было оставлено, а его место продолжало жить в памяти по­томков как пристанище тёмной, нечистой, демонической силы. Отсюда и пошло на­звание — Чёртова Гора.

Когда-то на площадке были размещены деревянные статуи местных богов, рядом с которыми разжигали священные костры и отправляли древние культы. По празд­никам и в дни поминания предков вокруг площадки собирались жители окрестных деревень. А рядом со священной горой размещались большие языческие клад­бища — похоронные курганы X–XII веков. Ещё в 1873 году здесь насчитывалось 212 насыпей, при разворовывании которых находили человеческие скелеты, стеклян­ные бусы и арабские монеты…»

Но и эта статья известного археолога — уже история. Курганы практически стёрты с лица земли. На Чёртовой Горе — обыч­ное кладбище посёлка Чемерня.

Наталья Михайловна, ненадолго оста­новившись у свежей могилы отца, пока­зывает на старый железный крест с пор­третом крестьянки 1888 года рождения. Мы сходимся во мнении, что покоящаяся здесь Ковалева Евдокия Владимировна могла быть одной из первых переселенок в эти места. А может быть, и дочерью ос­нователей.

И по историческим сведениям, и по дет­ским воспоминаниям Натальи Михайлов­ны, Чемерня никогда не была большим посёлком. В самый расцвет — когда ра­ботал колхоз и молодёжь ещё не разъез­жалась — здесь насчитывалось не более 40 дворов и 150–180 жителей. В качестве связи с большим миром в советское вре­мя от Казацких Болсунов по Беседи хо­дила небольшая «ракета» «Полесье». По реке часто сплавляли плоты с лесом. По этой причине переправа через Беседь в Светиловичах была разводной, а нынеш­него моста ещё не было — он появился только в 80-х. Другая дорога в областной центр шла через Фёдоровку и Чечерск.

Взрослые работали в хозяйствах или же на молочном заводе в Светиловичах. Мать Натальи Михайловны — Мария Се­мёновна Климова-Довыденко — на под­воде собирала молоко для предприятия по подворьям в Чемерне и в соседнем по­сёлке Непобедимом. На том же молочном заводе работала лаборантом и двоюрод­ная сестра.

В школу ходили в Светиловичи — как и многие сельские дети, пешком в любую погоду. Там же занимались в кружках и спортивных секциях. Сейчас же за един­ственным ребёнком, живущим в Чемерне, приезжает школьный автобус.

IMG_3608-1024x683 Чемерня у Каменной Горы

IMG_3614-1024x683 Чемерня у Каменной Горы

Главная улица в посёлке — по сути, на­бережная. Слева — дома, справа — бани на берегу реки, причалы. Почти у каждого дома — своя дорожка к реке.

Наталья Михайловна и её племянница Елена Владимировна проводят экскурсию по посёлку и признают — коренных жите­лей практически не осталось. Постоянных — около 10 человек. Все продававшиеся дома раскупили дачники.

Но есть и полузаброшенные, на прода­жу которых всё никак не могут решиться наследники.

Чемерню любят не только дачники, но и рыбаки. И не все из них обладают доста­точным уровнем воспитания и культуры.

— Весной во время паводка нас бук­вально затапливает хламом со всех окрестностей — пластиковыми и стеклян­ными бутылками, — жалуются женщины. — Мешки мусора приходится вывозить. И не только это. Некоторые заезжают на Гору, жгут там костры. А ведь это памят­ник!

Очарование Чемерни сильное. Посёлок имеет высокий туристический потенциал. Уезжаешь отсюда под впечатлением.

Однако сфотографировать по традиции дорожный знак с названием деревни не получается. Его просто нет. Только столб с нулевым километром и указатель со сто­роны Великих Немков.

 Из интернет-энциклопедий:

Чемерня — посёлок в Свети­ловичском сельском Совете. Расположен в 55 километрах от Гомеля и 33 километрах от Ветки.

В 1941 году — 32 двора, 174 жителя. В годы Великой Отече­ственной войны на фронте погиб 21 сельчанин.

В 1969-м — 168 жителей.

На 01.01.1997 — 21 двор, 37 жи­телей. В составе совхоза «Свети­ловичи».

Археологами обнаружены: кур­ганный могильник (в 0,4 км на се­веро-восток от посёлка, на левом берегу реки), поселение 1-й чет­верти I тысячелетия н. э. (0,4 км на северо-восток от посёлка), городище (0,4 км на север от по­сёлка, в урочище Каменная Гора), курганный могильник (19 насыпей 0,2 км на север от посёлка) сви­детельствуют о заселении этих мест с давних времён.

Современный посёлок основан во 2-й половине XIX века. Согласно переписи 1897 года располагался в Покоцкой волости Гомельского уезда Могилёвской губернии, ху­тор. Наиболее активная застройка относится к 1920-м годам. В 1926 году в Великонемковском сель­совете Светиловичского района Гомельского округа. В 1929 году создан колхоз имени С. Разина, ра­ботали ветряная мельница (с 1926 года) и кузница.

Ирина ТАКОЕВА

IMG_3595-1024x683 Чемерня у Каменной Горы

IMG_3638-1024x683 Чемерня у Каменной Горы

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *