«Судьба и за печкой найдёт» — поговорка спорная, но в этой истории она сыграла свою роль. В тесной связке с другой, не менее известной: «Терпение и труд всё перетрут».
Девочка, родившаяся на свет в деревне Великие Немки в тревожном 1918 году в семье рабочего и ткачихи, потерявшая в двухлетнем возрасте отца, не мечтала о высоких целях. Едва окончив школу-семилетку в Гомеле, пошла работать — наборщицей в типографию «Полеспечать». Надо было выживать и становиться на ноги.
А для души — записалась в хоровой кружок любительского театра ТРАМ. Был такой в Гомеле в 30-е годы — театр рабочей молодёжи. С детства любила петь, и впервые выдалась возможность петь со сцены.
Однако с пением в хоре у Вероники Борисенко не сложилось.
В кружке репетировали концертную программу к октябрьским праздникам. И яркий, сильный, низкого тембра голос девушки перекрывал звучание хора. Руководил кружком на тот момент директор Гомельского музыкального училища, имя которого, к сожалению, не сохранилось. Впечатлившись силой и мощью вокального дара новенькой, он настоял, чтобы Вероника поступила в музыкальное училище и начала серьёзно заниматься пением.
На этом «роль судьбы и печки» в жизни Борисенко была исчерпана. Началась большая и трудоёмкая работа над собой.
«В течение первого года обучения мне не разрешалось петь ничего, кроме упражнений, которые я повторяла бесконечное количество раз», — вспоминала впоследствии певица свои занятия в училище. — «И только для того, чтобы хоть несколько рассеяться и переключиться, Вера Валентиновна (В. В. Зай- цева, педагог Гомельского музыкального училища в 30-е годы. — Прим. И. Т.) разрешила в первый год занятий спеть романс Даргомыжского «Мне грустно». Умением работать над собой я целиком обязана моей первой и любимой преподавательнице».
После первого курса Вероника продолжила своё сотрудничество с Театром рабочей молодёжи — играла в спектаклях как драматическая артистка, пела перед сеансами в кинотеатре. Так продолжалось до 1938 года, до окончания Гомельского музыкального училища и поступления в Минскую консерваторию. И уже в консерватории пришло понимание, что пение — это её призвание, которому с тех пор Вероника полностью посвящала себя.
В 1941 году студентка 3-го курса консерватории Борисенко вступила в концертную фронтовую бригаду. Именно там, на фронте, были её первые сольные концерты. Вероника пела с площадки грузовика лирические романсы Шуберта и прямо после концертов солдаты вступали в бой.
Бригада артистов, в которую входила Вероника, более полугода переезжала из части в часть, продвигаясь вместе с войсками Советской армии. А затем певице предложили вернуться в тыл, продолжить музыкальное образование.
Минск был оккупирован, и Веронике пришлось перевестись в Свердловск, в Уральскую консерваторию имени М. П. Мусоргского, затем в Киевскую консерваторию, эвакуированную на Урал, в которой она и завершила образование. Одновременно певица начала выступать на сцене Свердловского театра оперы и балета, дебютировав в партии Ганны в «Майской ночи» Н. А. Римского-Корсакова. Обширным диапазоном и красивым тембром голоса она буквально завораживала слушателей.
«Это был голос, который можно держать в ладони — такой плотный, очень красивый, мягкий, но в то же время упругий. Красота этого голоса в том, что он — солнечный… В голосе всё есть: день и ночь, дождь и солнце…» — так отзывались специалисты о голосе Вероники.
В 1944–1946 годах Борисенко уже солистка Киевского театра оперы и балета. И на этом многие бы остановились. Но Вероника едет в Москву и принимает участие во Всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей, где становится лауреатом, завоевав 3-ю премию. Жюри под председательством авторитетной оперной дивы Валерии Барсовой и слушатели, переполнившие тогда Большой зал Всероссийского театрального общества, были захвачены исполнением Вероники Борисенко арии Вани из оперы Михаила Глинки «Иван Сусанин». Это был ошеломительный успех. Веронику приглашают в труппу Большого театра. Всем было ясно, что это явление не просто примечательное, но и многообещающее.
На главной сцене страны Вероника Борисенко блистает в партии Ганны в «Майской ночи». Артистка завоёвывает признание своим самобытным талантом, сильным, объёмным, исключительно красивым по тембру меццо-сопрано. И вот — спустя всего два года, в 1948-м, — Государственная премия СССР первой степени! 30-летняя Вероника в образе Груни из оперы «Вражья сила» заслуживает высшую оценку критиков и государства.
«Настоящая русская красавица, белокурая, с румянцем во всю щеку, смеющаяся, бойкая, жизнерадостная», — читаем об образе, созданном артисткой, в книге Л. Поляковой «Молодёжь оперной сцены Большого театра». Но и это ещё не всё — первый сезон Борисенко в Большом театре увенчивается победой на конкурсе вокалистов Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в Праге, где она получает первую премию.
Её сразу же начинают записывать на радио и на пластинки: количество полных студийных записей опер с участием Борисенко для того времени просто рекордно — более десятка. Для сравнения: в гораздо более технически продвинутую эпоху со знаменитой Еленой Образцовой фирмой «Мелодия» было записано три оперы за всю её жизнь.
Веронику Ивановну Борисенко записывали в ансамбле с корифеями оперного искусства того времени: с Лемешевым, Козловским, Пироговым, Нэлеппом, Ал. Ивановым и другими.
Однако этот период яркого расцвета не был долгим. С наступлением 40-летнего возраста певицы, как нередко бывает в мире искусства, наступил спад, а потом и перерыв в театральной работе.
Спустя какое-то время Борисенко вернулась в Большой театр на роли «характерных старух» — она была хорошей актрисой, в ролях выглядела органичной и убедительной. В 1973 году, например, ездила с Большим театром на гастроли в Милан, где исполняла одну из таких ролей — Хиврю в «Семёне Котко». Но уже и тогда работала в театре «по разовым приглашениям», её «главные героини» остались в прошлом — в эпохе 1940–50-х годов. А было Веронике Ивановне всего 55 лет…
Её имя сейчас мало кто помнит. Да, народная артистка РСФСР Вероника Борисенко была одной из самых известных певиц поколения военных и первых послевоенных лет.
И её голос остался в истории как один из лучших голосов советского оперного искусства — редкой красоты меццо-сопрано, звучание которого было ярким и солнечным, мощным и естественным, тёплым и сочным, как спелый плод. Его и сегодня можно послушать в сети Интернет — записи сохранились и реставрированы в отличном качестве.
В 1995 году Вероника Ивановна ушла из жизни и похоронена в Москве. Её имя нанесено а памятник известным уроженцам Ветковского района.
Что такое «меццо-сопрано»? Это женский певческий голос с рабочим диапазоном от ля малой октавы до ля второй октавы. Меццо-сопрано отличает насыщенность, густота и бархатность звучания. Иногда в опере некоторые партии сопрано отдают меццо-сопрано, чтобы придать героине глубину и драматичность.
Ирина ТАКОЕВА


