Главная страница » Невероятная история Вероники Борисенко

Невероятная история Вероники Борисенко

 «Судьба и за печкой найдёт» — поговорка спорная, но в этой истории она сыграла свою роль. В тесной связке с другой, не менее известной: «Терпение и труд всё перетрут».

 Девочка, родившаяся на свет в деревне Великие Немки в тре­вожном 1918 году в семье рабо­чего и ткачихи, потерявшая в двухлетнем возрасте отца, не мечтала о высоких целях. Едва окончив школу-семилетку в Го­меле, пошла работать — набор­щицей в типографию «Полеспе­чать». Надо было выживать и становиться на ноги.

А для души — записалась в хоровой кружок любительского театра ТРАМ. Был такой в Гоме­ле в 30-е годы — театр рабочей молодёжи. С детства любила петь, и впервые выдалась воз­можность петь со сцены.

Однако с пением в хоре у Вероники Борисенко не сложи­лось.

В кружке репетировали кон­цертную программу к октябрь­ским праздникам. И яркий, сильный, низкого тембра голос девушки перекрывал звучание хора. Руководил кружком на тот момент директор Гомельского музыкального училища, имя ко­торого, к сожалению, не сохра­нилось. Впечатлившись силой и мощью вокального дара новень­кой, он настоял, чтобы Верони­ка поступила в музыкальное училище и начала серьёзно за­ниматься пением.

На этом «роль судьбы и печ­ки» в жизни Борисенко была ис­черпана. Началась большая и трудоёмкая работа над собой.

«В течение первого года обу­чения мне не разрешалось петь ничего, кроме упражнений, ко­торые я повторяла бесконечное количество раз», — вспоминала впоследствии певица свои за­нятия в училище. — «И только для того, чтобы хоть несколько рассеяться и переключиться, Вера Валентиновна (В. В. Зай- цева, педагог Гомельского музы­кального училища в 30-е годы. — Прим. И. Т.) разрешила в пер­вый год занятий спеть романс Даргомыжского «Мне грустно». Умением работать над собой я целиком обязана моей первой и любимой преподавательнице».

После первого курса Верони­ка продолжила своё сотрудни­чество с Театром рабочей моло­дёжи — играла в спектаклях как драматическая артистка, пела перед сеансами в кинотеатре. Так продолжалось до 1938 года, до окончания Гомельского музы­кального училища и поступле­ния в Минскую консерваторию. И уже в консерватории пришло понимание, что пение — это её призвание, которому с тех пор Вероника полностью посвящала себя.

В 1941 году студентка 3-го курса консерватории Борисен­ко вступила в концертную фрон­товую бригаду. Именно там, на фронте, были её первые соль­ные концерты. Вероника пела с площадки грузовика лирические романсы Шуберта и прямо по­сле концертов солдаты вступа­ли в бой.

Бригада артистов, в которую входила Вероника, более по­лугода переезжала из части в часть, продвигаясь вместе с войсками Советской армии. А затем певице предложили вернуться в тыл, продолжить музыкальное образование.

Минск был оккупирован, и Веронике пришлось пере­вестись в Свердловск, в Уральскую консервато­рию имени М. П. Мусорг­ского, затем в Киевскую консерваторию, эваку­ированную на Урал, в которой она и завершила обра­зование. Одновременно певи­ца начала выступать на сцене Свердловского театра оперы и балета, дебютировав в пар­тии Ганны в «Майской ночи» Н. А. Римского-Корсакова. Об­ширным диапазоном и красивым тембром голоса она буквально завораживала слушателей.

«Это был голос, который мож­но держать в ладони — такой плотный, очень красивый, мяг­кий, но в то же время упругий. Красота этого голоса в том, что он — солнечный… В голосе всё есть: день и ночь, дождь и солн­це…» — так отзывались специ­алисты о голосе Вероники.

В 1944–1946 годах Борисенко уже солистка Киевского театра оперы и балета. И на этом мно­гие бы остановились. Но Веро­ника едет в Москву и принимает участие во Всесоюзном конкур­се музыкантов-исполнителей, где становится лауреатом, за­воевав 3-ю премию. Жюри под председательством автори­тетной оперной дивы Валерии Барсовой и слушатели, пере­полнившие тогда Большой зал Всероссийского театрального общества, были захвачены ис­полнением Вероники Бори­сенко арии Вани из оперы Михаила Глинки «Иван Суса­нин». Это был ошеломительный успех. Веронику приглашают в труппу Большого театра. Всем было ясно, что это явление не просто примечательное, но и многообещающее.

На главной сцене страны Вероника Борисенко блиста­ет в партии Ганны в «Майской ночи». Артистка завоёвывает признание своим самобытным талантом, сильным, объёмным, исключительно красивым по тембру меццо-сопрано. И вот — спустя всего два года, в 1948-м, — Го­сударственная премия СССР первой степени! 30-летняя Ве­роника в образе Груни из оперы «Вражья сила» за­служивает высшую оценку критиков и государства.

«Настоящая рус­ская красавица, бело­курая, с румянцем во всю щеку, смеющаяся, бойкая, жизнерадост­ная», — читаем об об­разе, созданном артист­кой, в книге Л. Поляковой «Молодёжь оперной сце­ны Большого театра». Но и это ещё не всё — первый сезон Борисенко в Большом театре увенчивается побе­дой на конкурсе вокалистов Всемирного фестиваля моло­дёжи и студентов в Праге, где она получает первую премию.

Её сразу же начинают за­писывать на радио и на пластинки: количе­ство полных студийных записей опер с участием Борисенко для того времени просто рекордно — более десятка. Для сравне­ния: в гораздо более технически продвинутую эпоху со знамени­той Еленой Образцовой фирмой «Мелодия» было записано три оперы за всю её жизнь.

Веронику Ивановну Борисен­ко записывали в ансамбле с корифеями оперного искусства того времени: с Лемешевым, Козловским, Пироговым, Нэлеп­пом, Ал. Ивановым и другими.

Однако этот период яркого расцвета не был долгим. С на­ступлением 40-летнего возрас­та певицы, как нередко бывает в мире искусства, наступил спад, а потом и перерыв в театраль­ной работе.

Спустя какое-то время Бо­рисенко вернулась в Большой театр на роли «характерных старух» — она была хорошей актрисой, в ролях выглядела органичной и убедительной. В 1973 году, например, ездила с Большим театром на гастроли в Милан, где исполняла одну из таких ролей — Хиврю в «Се­мёне Котко». Но уже и тогда работала в театре «по разовым приглашениям», её «главные героини» остались в прошлом — в эпохе 1940–50-х годов. А было Веронике Ивановне всего 55 лет…

Её имя сейчас мало кто пом­нит. Да, народная артистка РСФСР Вероника Борисенко была одной из самых известных певиц поколения военных и пер­вых послевоенных лет.

И её голос остался в истории как один из лучших голосов советского оперного искусства — редкой красоты меццо-со­прано, звучание которого было ярким и солнечным, мощным и естественным, тёплым и соч­ным, как спелый плод. Его и сегодня можно послушать в сети Интернет — записи со­хранились и реставрированы в отличном качестве.

В 1995 году Вероника Ивановна ушла из жизни и похоронена в Москве. Её имя нанесено а памятник известным уроженцам Вет­ковского района.

 Что такое «меццо-сопрано»? Это женский певческий голос с рабочим диапазоном от ля малой октавы до ля второй октавы. Меццо-сопрано отли­чает насыщенность, густота и бархатность звучания. Иногда в опере некоторые партии со­прано отдают меццо-сопрано, чтобы придать героине глубину и драматичность.

Ирина ТАКОЕВА

большой-театр Невероятная история Вероники Борисенко
Большой театр
Ганна-Майская-Ночь-1 Невероятная история Вероники Борисенко

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *