Руководитель ОАО «Хальч» Николай Рупека в должности второй год. Однако произошедшие с его приходом изменения в работе хозяйства очевидны и для стороннего наблюдателя. Наш корреспондент побеседовал с Николаем Александровичем о том, какие приоритеты в своей деятельности он выбирает.
— Как Вы оцениваете этот год для вашего хозяйства?
— Результативный. Мы выполнили все показатели. Точнее, перевыполнили. 127% — это в целом по хозяйству.
— По структуре посевов — каким культурам будете отдавать предпочтение?
— Силосным. Мы ввели в севооборот подсолнух и стали сеять кулисным методом. И в следующем году будем так сеять. Для нас это уже не эксперимент. Получаются более полноценно сбалансированные корма. Обычно хозяйства покупают белок через жировой комбинат, либо через другие предприятия. А так получается, что определенный процент белка (порядка 50 процентов) уже содержится в силосе.
— Ваши земли, на фоне района, если рассматривать, считаются одними из самых плодородных?
— Мне тяжело судить по плодородию почвы, поскольку я никогда не задавался целью узнать, какая балльность земли в той или иной стороне. Я на другие предприятия не смотрю. На достигнутой нами урожайности сказалось наличие оборотных средств для соблюдения агротехнологий: обработки пестицидами, инсектицидами, глифосатами.
— Помнится, летом на базе Вашего хозяйства был проведен семинар о выращивании рапса. Тот «показательный» рапс какую урожайность дал по итогу?
— 22 центнера с гектара — одну из самых высоких урожайностей по яровым рапсам в этой зоне. Плюс по качественной характеристике прошел лучше, чем озимый рапс от других предприятий.
— Удалось ли воплотить все те задумки по обработке почвы, которые озвучивались на семинаре?
— Да, удалось. Мы смогли выдержать технологии и добиться намеченных результатов. Плюс в этом году сеяли в чистом виде подсолнух. Конечно, люди этими своими «фотозонами» нам немало посевов испортили. Но все же удалось собрать урожай подсолнуха более 22 центнеров с гектара.
— Оказал ли этот семинар какое-то влияние на Ваших коллег из других хозяйств?
— Думаю, да. Во-первых, не каждое предприятие может себе позволить выдержать такую агротехнологию. Наверное, только «Искра-Ветка», филиал имени Лебедева, «Тепличный», «Хальч». Потому что по технологии каждый центнер урожайности требует под себя определенные финансовые вложения. У других предприятий такой возможности нет.
Зато есть возможность приехать и посмотреть результат, который тебе разложили «по полочкам»: что получишь, если пойдёшь по такой схеме защиты и вложишь столько-то средств.
Они могут наглядно посчитать и сказать: да, это выгодно. Ведь не зря же говорят, что надо учиться на чужих ошибках. Тем более, здесь нет ошибки, здесь есть результат. Да, бывают плохие погодные условия. Как в этом году: не смог рапс перезимовать в силу того, что зима была тёплая, много пропало и нецелесообразно было оставлять. И мы показали, каков может быть выход для обеспечения кормов белками — можно посеять яровой рапс, частично подстраховать рапс подсолнухом. Это очень хорошая альтернатива.
— Какое важное изменение произошло в работе Вашего хозяйства в этом году?
— Мы стали работать с промежуточными культурами. И у нас получается. Каким образом это реализуется? Все, в принципе, привыкли к тому, что после уборки урожая поле запахали, оно зимует. Максимум — посеяли озимые. В этом году мы попробовали иначе. Сначала убрали кормовой клевер — в два укоса, забрали оттуда порядка двухсот центнеров с гектара. Затем, запахали поле и сразу посеяли сверху редьку масляничную. Она идет как хороший сидерат, вычищает почву, ну и, опять же, это очень хорошая кормовая база — содержит много белка. Может видели это поле, цветущее белым, возле Хальча? Мы всё чудесно успели. Скосили редьку с урожайностью порядка еще 200 центнеров с гектара.
И на это поле, уже с учётом того, что есть задел в земле по удобрениям, плюс пожневные остатки, смогли посеять озимые зерновые.
Иными словами, собрали два урожая клевера, потом еще один укос редьки масляничной, и еще успели посеять наверх озимые зерновые.
Для чего всё это делается?
У нас небольшой объем земли — порядка 2000 гектаров пашни. И мы стремимся к тому, чтобы поддержать экономику предприятия — собрать максимальное количество урожая за сезон с каждого гектара земли.
В идеале — минимум два урожая, две культуры с каждого поля. Естественно, исключая многолетние травы.
— Вводные по погодным условиям могут смешать эти планы?
— Конечно. Большие морозы могут убить рапсы. Сейчас очень много влаги и температурный режим не позволяет хорошо обработать химией посевы. Болезни развиваются, морозов нет. Это накладывает необходимость с наступлением ранней весны начинать работать с химией.
Будет применяться целый шлейф защитных препаратов. Что, конечно, наложит дополнительные затраты на тонну зерна.
— Насколько уверенно чувствует себя хозяйство с финансовой точки зрения?
— Вполне уверенно. С учётом того, что мы позволяем себе: за этот год купили посевной комплекс стоимостью свыше 100 тысяч рублей. И плюс ко всему поддержали отечественного производителя ОАО «Лидсельмаш» — приобрели одни из самых дорогих граблей. Таких граблей в Беларуси произведено всего три.
И это опять же задел на будущее. Мы рассчитываем получать хороший урожай из зелёной массы с промежуточных культур. Как правило, обычные грабли не справляются, когда масса сыровата. Поэтому мы вложили средства на грабли «Лидсельмаш», которые цепляются за энергонасыщенный трактор и дают совершенно другую производительность.
Подготовила
Ирина ТАКОЕВА
