Главная страница » Портрет деревни Рудня-Споницкая

Портрет деревни Рудня-Споницкая

Рудня-Споницкая — деревня в составе Радужского сельсовета Ветковского района. Расположена в четырёх километрах южнее Ветки. Через деревню протекает река Спонка, левый приток реки Сож.

По письменным источникам известна с XVIII века как деревня в Белицком уезде Могилёвской губернии. В 1785 году во владении князя Халецкого и княгини Радзивилл. Согласно переписи 1897 года в деревне располагались: часовня, церковно-приходская школа, хлебозапасный магазин, 2 ветряные мельницы, сукновальня. В 1909 году в Ветковской волости Гомельского уезда Могилёвской губернии, 1580 десятин земли.

В 1918 году в деревне действовал созданный против германских оккупантов партизанский отряд. В 1926 году работали: почтовое отделение, начальная школа, изба-читальня. С 8 декабря 1926 года — центр Споницкоруднянского сельсовета Ветковского района Гомельского округа (до 26 июля 1930 года), с 20 февраля 1938 года Гомельской области. В 1929 году создан колхоз «Коммунар». Во время Великой Отечественной войны в сентябре 1943 года оккупанты сожгли 54 двора и убили 5 жителей, 75 жителей погибли на фронте.

Численность населения:

1897 год — 101 двор, 758 жителей (согласно переписи).

1926 год — 192 двора, 950 жителей.

1959 год — 173 жителя (согласно переписи).

2004 год — 17 хозяйств, 23 жителя.

* * *

Единожды побывав в Рудне-Споницкой сложно составить целостное впечатление. Я намеренно не называю её деревней. Потому что сейчас это конгломерат и эклектика в одном флаконе. Короткий фрагмент деревенской улочки, за поворотом — дачи, через пролесок и горку — ещё хуторок. А дальше — бескрайний дачный посёлок. И напротив — тоже. Перебраться через трассу — снова несколько «вырванных из контекста» сельских хат среди современных коттеджей и уголков соснового леса.

dsc4906-1024x682 Портрет деревни Рудня-Споницкая

dsc4915-1024x682 Портрет деревни Рудня-Споницкая

dsc4920-1024x682 Портрет деревни Рудня-Споницкая

Запомнить все повороты и проезды мне пока не удалось. Но красоту ландшафта глаз подмечает и общее впечатление оставляет приятное. Сосны, реки, чистый воздух, асфальт почти до калитки… Здесь удобно иметь дом или дачу, особенно, если её не затапливает по весне Сож или Спонка. До Ветки считанные километры и до Гомеля с Добрушем рукой подать.

dsc4947-1024x682 Портрет деревни Рудня-Споницкая

dsc4927-1024x682 Портрет деревни Рудня-Споницкая

Этот фактор сыграл решающий фактор в нынешней судьбе деревни. В Рудне-Споницкой практически нет местных жителей. Но при этом многие дачники живут здесь едва ли не на постоянной основе.

Кто они?

Деревенские хаты — как правило, у наследников, потомков местных жителей. Стоят сейчас под замком, ждут лета или выхода хозяев на пенсию. И тогда дома снова «оживут».

dsc4924-1024x682 Портрет деревни Рудня-Споницкая

Вторая категория — новостройки «чужих городских», выражаясь языком коренной жительницы Прасковьи Кирилловны Зарецкой.

dsc4901-1024x682 Портрет деревни Рудня-Споницкая

— Да, деревня заселяется по-новому. Стройка активно идёт. Общаюсь ли я с ними? — она оглядывается по сторонам, на стоящие поодаль дачные дома, словно примеряется к такой возможности. — Я на скамеечке у дома посижу-посижу и — домой.

Прасковья Кирилловна — из исконных жителей. Все её предки отсюда. Дед Иван Шарманов, по прозвищу Чумак, в конце XIX века гонял большие обозы по тракту — куда-то в российские губернии за солью. В обозе насчитывалось десять-пятнадцать подвод, и он считался в нём старшим. Другая родня испокон веков пахала землю и растила хлеб.

Отец — Кирилл Иванович Шарманов — год великих революций встретил на службе в царской армии, в Петрограде. Когда матросы, солдаты и пролетариат, возглавляемые большевиками, брали Зимний, он стоял по другую сторону баррикад. И вместе с другими сослуживцами отказался стрелять по повстанцам. Прошёл Гражданскую войну, потом Отечественную. Победу встретил в Германии. Столько событий, войн и испытаний выдалось на судьбу простого парня из Ветковского района, что на несколько жизней хватило бы.

* * *

Рудня-Споницкая — деревня старинная, про Волчье болото и расправы над ворами легенды хранит. Однако след Великой Отечественной войны здесь наиболее явственный. Многие участки деревни после военных пожаров так и не восстановились и только недавно были застроены дачниками. Вот и родной дом Прасковьи Кирилловны Зарецкой-Шармановой на берегу Сожа, один из немногих уцелевших, сейчас затерян в глубине дачных улиц.

dsc4910-1024x682 Портрет деревни Рудня-Споницкая

Мой провожатый по деревне — краевед и реконструктор Юрий Трушкин, увлекающийся периодом Второй мировой войны — акцентирует внимание на местах, где недавно были найдены останки бойцов Красной армии и где они могут быть ещё. И таких локаций в его неформальной экскурсии немало. А позже — нам добавили ещё одну.

О ней рассказала Каталена (подробно о Каталене в предыдущем номере газеты. — Прим. автора), отвечая на расспросы Юрия Трушкина о послевоенном времени.

dsc4943-1024x682 Портрет деревни Рудня-Споницкая

— Вот здесь, прямо перед моим домом на берегу Спонки, была большая могила, — показывает Валентина Фицева (Каталена) на поросшую деревьями площадку в 30 метрах перед домом. — Я ухаживала за ней в детстве и молодости. А потом поехала в Гомель работать. Однажды возвращаюсь маму проведать — а могилу техникой разорили. В срочном порядке песок понадобился для дамбы, которую прорвало в Ветке при паводке. Кости местами открытые валялись. Больно на это было смотреть.

И таких историй с неизвестными захоронениями в Рудне-Споницкой видимо немало. Юрий Трушкин показывает на добротный коттедж неподалёку:

— Дачник из городских на своём участке решил построить гараж. Начал копать фундамент, а там — целое кладбище. Останки изъяли и захоронили. Но кто знает, где ещё на этом участке могут лежать бойцы? Может и под самим коттеджем? Недалеко отсюда небольшой военный госпиталь был в здании школы. Конечно же, неподалёку от него хоронили умерших от ран.

dsc4945-1024x682 Портрет деревни Рудня-Споницкая

Сейчас школы в Рудне-Споницкой нет. Остался только фундамент, заросший мелкой растительностью. Да и детей школьного возраста — тоже нет.

К слову, после войны в 70-е годы здание школы было ещё крепким и летом в нём размещался пионерский лагерь «Колосок». Возможно — единственный в Ветковском районе. Отдыхали в нём дети из сельской местности со всего района, к строгому режиму и распорядку, как правило, не приученные. Ходить строем купаться на речку и на обед для многих из них было дикостью. И потому — сбегали.

— Помню, глянешь на дорогу (шоссе Добруш — Ветка. — Прим. автора) летним вечером — бегут мальчишки. А через пару минут следом за ними — воспитатели, — смеётся Прасковья Дмитриевна.

Последними в здании жили «партизаны» 90-х годов, работавшие над ликвидацией последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

* * *

Прасковья Зарецкая вспоминает вместе с нами о молодости и односельчанах. О том, как гуляли вечерами на мосту над Спонкой. Как разъезжались из деревни парни и девушки в 50-е и 60-е годы. Парни старались вырваться после службы в армии. Девушки искали любые возможности — от замужества до подкупа паспортистов. В сельском хозяйстве из послевоенных поколений остались единицы.

dsc4948-1024x682 Портрет деревни Рудня-Споницкая

В нынешние времена Рудня-Споницкая совсем недеревенская. Безусловно, характер поселения создают те, кто в нем живёт. Теперь это удобный пригород для постоянного проживания с высоким спросом на участки.

Текст и фото Ирины ТАКОЕВОЙ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *