Каким может быть наказание за публичное оскорбление? Что считать оскорблением? Как поступить, если тебя оскорбили в общественном месте или в интернет-форуме, соцсетях?
Ответами на эти и другие вопросы наша редакция открывает серию публикаций, созданных на основе бесед с председателем суда Ветковского района Ольгой Сычёвой.
Жители Ветковского района всё чаще обращаются в суд, столкнувшись с оскорблениями в свой адрес. Защитить свои честь и достоинство, потребовать опровержения и наказать обидчиков рублём становится распространённой практикой. Так, например, с начала 2025 года Ветковским районным судом были проведены заседания по 10 делам об административных правонарушениях, связанных с оскорблениями граждан. Во всех случаях порочащая информация была высказана лично, с использованием ненормативной лексики.
— Ольга Владимировна, 10 дел об оскорблении за полгода — это внушительная цифра для Ветковского района.
— Безусловно. И мы говорим только про те дела, которые уже нашли своё подтверждение, были рассмотрены и закончены. Люди, высказавшие оскорбления, привлечены к административной ответственности. При этом стороны имели право помириться в суде. Допустим, человек осознал свою вину, извинился. И если после этого потерпевший говорит в суде «я прощаю того, кто меня оскорбил», тогда это дело прекращается «за примирением». В ином случае на ответчика налагается взыскание в виде штрафа. И размер штрафа — до 30 базовых величин. В практике нашего суда — от 2 базовых до 10. Размер взыскания зависит от личности человека — привлекался ли он ранее и если да, то по каким статьям. И конечно — от обстоятельств совершённого правонарушения.
— К слову, об обстоятельствах. Какие «оскорбительные ситуации» заставляли жителей района обращаться в суд?
— Прежде всего, давайте определим, какие бывают оскорбления с точки зрения закона. Есть существенная разница, в какой форме они были высказаны. Например, оскорбительная информация, озвученная «в литературной форме», даже самая неприятная для одной из сторон конфликта, не приводит к административной ответственности. Другими словами, оскорбление, высказанное красивым литературным словом, например, в качестве нелицеприятного отзыва об умственных способностях лица, не даёт возможности наказать обидчика штрафом. Но если при этом употреблялась нецензурная брань, то это уже оскорбление в непристойной форме, которое влечёт за собой административную ответственность. Ведь как звучит в законе: «умышленное унижение чести и достоинства личности, выраженное в неприличной форме». Неприличная, непристойная форма — это и есть экспрессивная лексика.
— Но ведь и в «литературной форме» можно глубоко оскорбить человека? Останется ли это безнаказанным?
— Любой человек, если нарушены его честь и достоинство, имеет право обратиться в суд. В таком случае закон даёт нам несколько форм защиты: взыскание компенсации морального вреда и требование опровержения сведений, если это порочащая информация, высказанная гласно.
Вернёмся к нашему примеру. Вроде бы и литературное слово было употреблено. Но человеку оно оскорбительно. Он, допустим, не состоит на учёте у психиатра, успешно окончил школу, высшее учебное заведение и может предоставить справку. И этот человек требует, чтобы оскорбивший его публично извинился и опроверг ложную информацию.
Бывают случаи, когда обратившийся за защитой в суд намерен взыскать компенсацию морального вреда. Но в нашей практике это случается редко.
— Как правильно действовать, чтобы после оскорбления подать заявление в суд? И сколько это будет стоить истцу?
— Допустим, в общественном месте люди вошли в состояние конфликта и не стесняются в выражениях. Тот, кто посчитал себя оскорблённым, вызывает участкового и заявляет: меня оскорбили. Милиция обязана приехать по такому вызову и выяснить: кто кого оскорбил и какая форма оскорбления имела место — литературная или неприличная. Если при оскорблениях использовалась нецензурная брань, начинается рассмотрение дела в административном процессе, собираются свидетельские показания и так далее. После того, как органы внутренних дел подготовят все материалы, гражданин платит государственную пошлину (3 базовые величины — 126 рублей), обращается в суд и пишет исковое заявление. Обращаю внимание: суд не помогает гражданам в подготовке таких заявлений. Истец должен написать заявление самостоятельно или с помощью адвоката, потому что суд — это орган, рассматривающий судебные споры, а не участвующий в них на одной из сторон.
Если истец выигрывает спор, то он имеет право требовать возмещения всех расходов проигравшей стороной.
— Оскорбления в интернете — соцсетях, форумах, чатах — стали частью нашей жизни. Можно ли защитить себя в суде от такого рода нападок?
— Да, можно. В судебной практике таких случаев меньше, чем бытовых оскорблений. Не потому, что они реже случаются — напротив. Дело в специфике — информация зачастую действительно обезличена. Но если вы можете идентифицировать человека, который вас оскорбил (как правило, на форумах и чатах по интересам многие друг друга знают), совершенно реально добиться защиты в суде.
Главное — быстро среагировать и сделать скриншоты нанесённых оскорблений. Потому что зачастую тот, кто оскорбил, понимает, что может наступить ответственность, и подчищает комментарии. Но если вы успеваете сделать скриншоты и записать их на цифровой носитель, это уже фактическое доказательство, что оскорбление имело место.
— За оскорбления на интернет площадках штрафы выше?
— Да, штрафные санкции уже от 10 до 200 базовых величин. Более того — предусмотрены общественные работы, административный арест.
— Допустим, некий Иван Иванович сидит у себя дома в Ветке. Пётр Петрович, с которым он дискутирует в чате, — где-нибудь в Минске. В какой суд имеет право обратиться Иван Иванович, если этот человек из Минска его оскорбил? Куда он должен обратиться в первую очередь?
— Для начала он имеет право обратиться в орган внутренних дел по своему месту жительства, сотрудниками которого будет проведена проверка на наличие административного состава правонарушения. После этого Иван Иванович для защиты чести и достоинства может в гражданском порядке написать исковое заявление в суд по месту жительства того лица, которое его оскорбило. В нашем примере — это один из районных судов города Минска. Милиция в ходе проверки выяснит, в какой конкретно суд следует обращаться. Но, повторюсь, это в случае, если личность оскорбившего известна. Суды сегодня тоже работают в сфере цифровых технологий. Поэтому истцу не надо будет приезжать в Минск на судебное заседание. У нас есть возможности электронной связи. Иван Иванович будет присутствовать в суде Ветковского района, на связи с судом по месту жительства ответчика в формате видеоконференции.
— Какие свидетельства будут иметь силу для доказательства оскорблений в интернет-среде?
— Имеющиеся скриншоты, переписка в чатах и по электронной почте, записанные телефонные разговоры, сохранённые на цифровом носителе. Такие доказательства мы тоже прослушиваем и даём им оценку, как и всем остальным доказательствам по делу. Добавлю, что общий срок рассмотрения в судах гражданских дел — 2 месяца.
— Какие локации у нас в районе наиболее часто порождают иски об оскорблениях?
— Как правило, садоводческие товарищества. Там зачастую случаются конфликты между соседями, которые перерастают в административные споры. Наверное, слишком тесно они живут.
Но бывало, что и родители одноклассников не могли найти друг с другом взрослое взаимопонимание — решали вопросы в суде.
— Как для себя понять — стоит ли решать дело в суде? Каков критерий, на ваш взгляд?
— Если человек идёт в суд с гражданским иском — это крик души. У него настолько накопились проблемы, что он не знает, как их решить. Для него это серьёзный вопрос: надо пойти в госучреждение, учиться отстаивать свои права, иметь твёрдость духа.
Зачастую люди, которые не сталкивались с судебной системой, считают, что их вопрос незначительный. Я работаю в судебной системе уже очень давно, более 20 лет. Всегда говорила и говорю: не бывает маленьких дел в суде. Потому что за любым делом стоит жизнь человека и его судьба.
Ирина ТАКОЕВА
