В Ветке родился Владимир Игнатьевич Бровиков — яркая, уникальная личность в белорусской истории; одарённый журналист, партийный и государственный деятель, дипломат, посвятивший свой талант родной Беларуси
Выбор жизненной дороги
Современники Бровикова, учёные и политики, представляют его одним из талантливых руководителей эпохи П. М. Машерова. Длительное время Владимир Игнатьевич перенимал опыт государственного управления у одного из видных деятелей Беларуси. Особенно в то время, когда работал «бок о бок» с Машеровым в ЦК КПБ с 1978 по 1983 год.
Какой же ценный опыт партийно-хозяйственной деятельности стал арсеналом его последующей работы? Не сбавить достижений в развитии промышленности и сельского хозяйства. Также необходимо было направить работу партийных и государственных органов на повышение уровня и качества жизни граждан, то есть на главные факторы благополучия общества. Этим заметно выделялась Беларусь среди других союзных республик. У талантливого последователя Машерова были свои перспективные взгляды на дальнейшее социально-экономическое развитие республики. Он был делегирован временем как новое поколение руководителей Беларуси.
Бровиков, получивший современное образование, обладал прогрессивным видением развития республики. Выпускник отделения журналистики БГУ 1955 года, он принадлежал к поколению, которое «дышало воздухом свободы». Промышленная революция потребовала огромное количество образованных специалистов. Одновременно в стране произошло ощутимое демократическое потепление, и в вузы буквально «ринулась» белорусская послевоенная талантливая молодёжь. Наука, публицистика, литература и искусство, наполненные свежестью жизненных образов, манили юношей и девушек к познанию и освоению новой жизни. Всё это как подарок выпало на долю студента-журналиста Бровикова, который освоил университетский курс как высший ранг академического образования.
В группе Бровикова царила сверхтворческая обстановка. Молодые люди, вернувшиеся с войны, в университете раскрывали свои творческие устремления и настойчиво постигали азы журналистики, открывая для себя новые горизонты. Выпуск 1955 года на факультете журналистики стал «золотым» на таланты, подарив стране плеяду известных журналистов, публицистов и редакторов, которым суждено было создать новое, созидательное информационное пространство Беларуси.
Талантливая молодёжь наполнила отделение журналистики университета и превратила его в истинный институт подготовки кадров для развития гуманитарной сферы в республике. Здесь учились известные писатели, драматурги, режиссёры, государственные деятели. Безграничные возможности познания и творчества манили перспективой, раздвигая перед молодыми журналистами необозримые горизонты самореализации. Студентам журфака была предоставлена реальная арена достижения творческих высот, и они воспользовались этой возможностью. Именно в те годы на журфаке взошла яркая звезда «великолепной литературной пятёрки»: Г. Бородулина, Г. Буравкина, Б. Саченко, И. Пташникова, И. Чигринова. С предоставленной привилегией проявить свой талант журналиста, редактора, партийного и государственного деятеля справился и будущий премьер-министр В. И. Бровиков.
У студента Бровикова был ещё один сильный внутренний душевный стержень, который держал его в строгой дисциплине перед самим собой. Он родился 12 мая 1931 года в г. Ветке и успел закончить только два класса школы, когда началась война. Почти четыре года вражеской оккупации пережил подросток. Военные лишения, глухое, ограниченное фашистским «новым порядком», детство. Мать Владимира, Евдокия Андреевна, растила троих детей, пока отец, Игнатий Сергеевич, воевал на фронте. Подневольное детство в оккупации закалило парня, сформировало сильную волю, настойчивый, твёрдый характер.
Но биография Владимира Бровикова имеет ещё одну неожиданную грань. На сайте «Бессмертный полк» в рубрике «Дети войны» сказано, что во время оккупации юный Владимир «вёл свою партизанскую борьбу» — воровал у немецких солдат оружие и боеприпасы и прятал их в лесу, тем самым «разоружая оккупантов». Такое «вооружённое» военное детство было у большинства белорусских детей. Из них, слава богу, выросло сильное поколение созидателей новой Беларуси.
После войны Бровиков хорошо учился, с энтузиазмом пел, играл на баяне в художественной самодеятельности, был секретарём комсомольской организации школы. Он будто восполнял утраченную во время войны радость детства и юношества. В стенах БГУ уже учился не просто студент, а сознательный гражданин, целеустремлённая личность, уверенная в своих способностях и возможностях приносить пользу обществу и своей стране.
Вехи биографии: Ветка — Москва — Минск
Последующая его судьба развивалась стремительно, и каждая новая ступень была искромётной, как в самом деле новая премьера в жизни В. И. Бровикова. Она, судьба, не летела на крыльях случайностей, а выстраивалась настойчивостью, упорством, трудом, достижением результата. Достаточно вспомнить его работу в редакции оршанской районной газеты «Ленінскі шлях» после окончания университета в 1955 году сначала заведующим сельхозотделом, а затем редактором. Здесь он набирал не карьерные баллы, а журналистский опыт, настойчиво, годами изучая и творчески осваивая реалии белорусской сельской жизни.
Молодой Бровиков из далёкой Ветки теперь «врезался», как он сам писал в биографии, в оршанское село. А затем осваивал Суражский район, куда его направили редактором в 1959 году. Почти десятилетняя творческая «оршанская академия» вывела Владимира Игнатьевича в круг известных в обществе журналистов и одновременно на высокий уровень государственной деятельности. Его выдвигают на ответственную работу в райком партии, редактором газеты «Витебский рабочий», а в 1970-м — секретарём Витебского обкома партии.
Интеллектуальный потенциал Бровикова был заметен, ценен и востребован. В 1972 году его переводят в Москву, в аппарат ЦК КПСС, где на протяжении шести лет он работал инструктором, помощником секретаря ЦК КПСС, заместителем важнейшего отдела организационно-партийной работы ЦК КПСС. Это был огромный опыт управленческой работы в центральном органе партии.
Как влиятельного и авторитетного государственного деятеля его избирают членом ЦК КПСС и депутатом Совета Национальностей Верховного Совета СССР от БССР. Таких высот в системе партийного управления советским государством достигали не многие представители Беларуси. В Москве В.И. Бровиков сформировался как партийно-государственный деятель союзного масштаба. Но особо важными были два жизненных фактора в этот период. Во-первых, Бровиков детально и глубоко освоил структуру партийной и государственной власти, видел и знал не только те проблемы, которые были на поверхности и предлагались общественности, но и кризисные вопросы в управлении страной. Отметим также важное обстоятельство, которое подчёркивают его современники: Бровиков был неофициальным представителем Беларуси в Москве и союзных республиках СССР. Во-вторых, Бровиков окончил Академию общественных наук при ЦК КПСС и защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата философских наук. К моменту возвращения на родину это был образованный, опытный и зрелый партийный работник. В 1978 году Бровикова направляют на работу вторым секретарём ЦК КПБ.
Во главе правительства
Здесь, в Беларуси, прошла окончательная огранка таланта Владимира Бровикова как государственного деятеля высокого уровня, своеобразная объективная аттестация его способностей и оценка авторитета, установилось творческое сотрудничество с руководящими кадрами республики. В июле 1983-го второго секретаря ЦК КПБ Бровикова назначают председателем правительства БССР.
Бровиков фактически стал «кризисным управляющим» в Беларуси. В то время в СССР начались трагические процессы разрушения великой страны. Враждебные силы в руководстве государства и зарубежные противники вели Советский Союз к катастрофе. Бровиков был одним из немногих руководителей Беларуси, кто осознавал разрушительные процессы в государстве и предвидел их трагические последствия.
Премьер Бровиков стремился удержать республику от разрушения социально-экономических связей с другими республиками, предпринимал меры, чтобы не допустить снижения снабжения населения продуктами первой необходимости, препятствовал закрытию предприятий и падению производства, увольнению работников и увеличению безработицы.
Не менее решительно он выступал против усиления влияния оппозиционных сил, возникновения новых партийных и общественных организаций, которые вели политику разрушения государственной системы. Однако остановить эти процессы было уже невозможно. Колесо истории устраняло с политической арены «тормозящих перестройку» и превращало великую страну в раздробленные осколки. Кроме того, партийное руководство республики не было объединённым и сильным центром деятельных личностей, наоборот, было дезориентировано, обезоружено и безвольно капитулировало перед предательской политикой разрушителей СССР.
В 1986 году в Польше назрела революционная ситуация, и возникла необходимость отправки туда влиятельного Чрезвычайного и Полномочного Посла СССР. Правительство Советского Союза назначает послом премьера Беларуси Бровикова.
Фактически это назначение было на прорыв. Международная обстановка в Европе накалилась до взрывоопасного предела. Во всех странах социалистического лагеря назревали социальные революции. СССР утратил своё влияние в мире. В Польше профсоюзное движение превратилось в политическую силу и захватило власть в стране. Перед послом стояла задача удержать отношения двух стран в относительном политическом равновесии.
Это ему в некоторой степени удалось. Бровиков был известным белорусским политиком в Польше. Он неоднократно бывал там с официальными визитами, был знаком со многими руководителями в политических кругах соседней страны. Благодаря этому дипломатические и экономические отношения с Польшей в то время удалось сохранить. Поэтому выбор Бровикова как посла СССР оказался своевременным и удачным. Свою миссию в сложнейшее кризисное время он выполнил с честью. Уже в новейшее время белорусские дипломаты в Польше будут опираться в своей работе на авторитет посла СССР Владимира Бровикова.
Политический финал
По возвращении из революционной Европы Бровикова ожидало «домашнее» бюрократическое испытание. На родине, к сожалению, удача отвернулась от него. На ХХХІ съезде КПБ в 1991 году его кандидатура была выдвинута для избрания на пост первого секретаря ЦК КПБ. Авторитет Бровикова в республике был очень высоким. За плечами работа в ЦК КПСС, пост премьер-министра БССР, членство в Бюро ЦК КПБ, орден Ленина и два ордена Почёта. Он глубоко понимал внутренние и международные проблемы, объективно оценивал современное политическое и экономическое положение в республике, был подготовлен к успешному руководству партийной организацией Беларуси. Владимир Игнатьевич согласился баллотироваться, хотя полагал, что за пять лет его отсутствия в кадровом реестре республики произошли большие изменения. К руководству БССР устремлялись аппаратчики, «подросшие» в кризисную пятилетку, которые и вели республику к социально-экономическому кризису.
Однако вопрос о выдвижении кандидатуры Бровикова прошёл согласование и одобрение в партийных делегациях областей, и ничто не предвещало беды. Но делегация Витебской, «родной» для Бровикова области, где он проработал долгие годы, за одну ночь поменяла свою позицию. На съезде Бровиков фактически получил удар в спину от своих бывших соратников. Партийный съезд небольшим перевесом голосов избрал секретарём ЦК КПБ бесцветную личность, которая повела (в полном смысле этого слова) руководство республики по капитулянтскому пути.
Известно также, что в выборы руководителя ЦК КПБ вмешались и московские партийные функционеры. Бровикову «припомнили» его выступление на ноябрьском пленуме ЦК КПСС 1990 года, где он поимённо назвал тех, начиная с генерального секретаря ЦК, кто в партии и государстве вёл подрывную политику на развал страны. «Мёртвая тишина» в зале во время выступления Владимира Игнатьевича приглушила присутствующих безысходностью перед надвигающейся катастрофой. Катастрофа была предопределена, и взрыва против предательской политики руководства страны на пленуме ЦК КПСС не последовало.
Так трагически оборвался политический полёт одного из талантливых руководителей Беларуси. Падение с орлиной высоты не могло не сказаться на здоровье Бровикова. В 1991 году его не стало. Закончилась яркая премьера содержательной жизни славного сына белорусского народа. Бровиков пришёл во власть на грани тектонического общественного сдвига, и кто знает, как бы строила свою историю наша Беларусь, если бы он возглавил демократические преобразования на изломе эпох.
В родную Ветку, подарившую ему счастливую судьбу, Владимир Игнатьевич возвращался не часто, но в его сознании этот город жил всегда. Там стоит его отчий дом, в нём жила и ждала его любимая мама…
Олег СЛУКА, профессор
