Грандиозное путешествие императрицы Екатерины II из Санкт-Петербурга в Крым не имело прецедентов в мировой истории и проходило через современный Ветковский район — деревни Вавиловка (Новиловка), Столбун и Неглюбку на Новозыбков. Императрица провела в пути более полугода — со 2 января по 11 июля 1787 года, преодолев свыше 5.6 тысяч верст по суше и 446 верст по воде, посетив 36 городов. В составе «императорского поезда» было 14 карет и более 120 саней с кибитками, в свите — около 3 тысяч человек

Идея путешествия
Идея путешествия императрицы Екатерины II в Крым появилась еще в 1780 году, а подготовка к нему началась в 1784-м. Целью путешествия была инспекция территорий, присоединённых к России в результате недавних войн с турками и переданных под управление князя Григория Потёмкина, а также встреча с австрийским императором Иосифом, для обсуждения дальнейших планов совместных действий против Османской империи.
Подготовка к путешествию
Подготовка к путешествию была не менее грандиозной, чем сам Таврический вояж.
За 3 года до него, в 1784 году, князь Потёмкин подписал ордер, предписывающий построить на пути следования Екатерины дороги, гостиницы и путевые дома. Из государственной казны была выделена невероятная по тем временам сумма — 15 миллионов рублей (корова стоила 8 рублей). Помимо этого, 4 миллиона Потемкин добавил из личных средств.
Менее чем за 4 года до прибытия Екатерины II в Крым, началось возведение новых городов, таких как Симферополь и Севастополь, укрепление Черноморского флота и армии.
Но рассмотрим, как готовилось путешествие в деталях. Поскольку именно эти детали зачастую имеют прямое отношение к землям нынешнего Ветковского района.
Первое, с чего начал Потёмкин, — разработка маршрута, строительство и благоустройство дорог, обеспечение путешественников транспортом.


На приготовление экипажей князь получил 15 тысяч рублей, и заказал их лучшим мастерам каретного дела в Риге, Москве и Санкт-Петербурге. В конечном итоге, для императорской свиты было изготовлено свыше 200 экипажей, при этом часть из них имела съёмный верх и могла использоваться как зимние сани или как летняя карета. Особенно шикарны были две шестиместные кареты для императрицы (одна из них запасная): обитые изнутри войлоком, зелёным сукном и тиснёной желтой кожей, они были раззолочены и имели герб империи с вензелем Екатерины II.
Специально для этого путешествия строились путевые дворцы. На эти цели было выделено 230 тысяч рублей. По распоряжению Потёмкина все дворцы снабжались мебелью, посудой и столовым бельём из Курска и Москвы. При дворцах устраивались великолепные сады в английском стиле. Правда, где такие дворцы располагались на Ветковском участке Екатерининского тракта — вопрос остается открытым.
На протяжении всего маршрута следования кортежа императрицы ставились так называемые «Екатерининские мили» — колонны, отмеряющие каждые 10 верст пути. До наших времен сохранились только четыре «мили», и все они находятся на Крымском полуострове. Остальные, как считается, были разрушены в советское время, как «символы царизма».
В 1786 году вопрос о путешествии был решён окончательно. До того мешали эпидемические заболевания холерой в ряде губерний. Официальные приглашения сопровождать её в поездке в Крым, императрица сделала собственноручно, и направила австрийскому императору Иосифу II, а также некоторым принцам европейских держав.
Большое путешествие
Невиданная по числу участников и роскоши, экспедиция во главе с Екатериной Великой, отправилась в путешествие «в полуденный край» Российской империи после молебна 2 января 1787 года при большом скоплении народа на Невском проспекте и прилегающих к Казанскому собору улицах.
В свиту императрицы входили: гетман Польши, русский генерал-аншеф граф Ксаверий Браницкий, полномочный посол при польском короле Павел Скавронский, их жёны — племянницы Г. А. Потёмкина, фрейлины двора, вице-президент адмирал-коллегии Иван Чернышев, обер-шталмейстер Лев Нарышкин, обер-камергер Иван Шувалов, гофмейстер и тайный советник граф Александр Безбородко, генерал-адьютант граф Федор Ангальт, вице-адмирал и генерал-интендант Петр Пущин, генерал-майор, действительный камергер и флигель-адьютант Александр Дмитриев-Мамонов, флигель-адьютант Василий Левашов, действительный статский советник Александр Храповицкий, Виктор Кочубей (будущий министр внутренних дел), лейбмедик Иван Рожерсон и другие приближённые к императрице лица.
Кроме того, в путешествии участвовали австрийский, французский и английский посланники, а также два «гранд-эспань» — принцы Карл Иосиф де Линь и Карл Генрих Нассау-Зиген.
В 9 часов утра императрица вышла к своей карете. Все расселись по местам, и кортеж, состоящий из 14 карет, 124 саней с кибитками при 40 запасных санях двинулся в путь, растянувшись на версту!

От столицы и до Киева было назначено 78 станций с обедами и ночлегом. Весь путь в наступающих сумерках освещался огромными кострами, которые устраивались через каждые 30 метров из заранее заготовленных еловых, сосновых и берёзовых бревен. При каждой остановке на ночлег Екатерину встречала иллюминация: смоляные бочки и плошки, горевшие по такому случаю.
На каждой станции кортеж встречало от 500 до 600 свежих лошадей. На границе каждой губернии императрицу встречали и сопровождали до границы следующей губернии губернатор и чиновники.
Из этого делаем вывод – по территории Ветковского района Екатерину Великую сопровождал правитель (губернатор) Могилёвского наместничества Николай Богданович Энгельгардт. По отзывам современников, императрица знала его лично и ставила в пример другим чиновникам.
В «Записках французского посла графа Сегюра о пребывании его в России (1785–1789)» отражаются особенности этого путешествия по нашему краю: «Было 17 градусов мороза, дорога прекрасная, и мы ехали славно. Наши кареты на высоких полозьях как будто летели. Мы закутались в медвежьи шубы, на головах у нас были собольи шапки. Таким образом, не замечали стужи, даже когда она доходила до 20 градусов. На станциях везде было хорошо натоплено, что скорее мы могли подвергнуться излишнему жару, чем холоду».
В городах и деревнях этот поезд встречали толпы любопытных жителей, которые приветствовали свою государыню. Сохранились легенды, что на всех остановках крестьяне выстилали путь императрицы в путевой дворец самотканными полотнищами.
По пути в Крым кортеж побывал в Смоленске, Мстиславле, Кричеве, Черикове, Пропойске (Славгороде), Глынке (Почтовой Глинке), Литвиновичах, Вороновщизне (Ворновке), Чичерске (Чечерске), Вавиловке (Новиловке), Сталбуне (Столбуне) и через Неглюбку ушёл на Несвоевку (ныне – Брянская область).

В своем путешествии Екатерина держалась строго распорядка дня: вставала всегда в шесть утра и два часа занималась государственными делами. Принимала чиновников и дипломатов. Затем завтрак. В девять выезжали со станции, в два часа дня обедали (на обед отводилось около трех часов), в семь вечера останавливались на отдых. До девяти вечера играли в карты, шахматы или лото, затем до одиннадцати часов Екатерина писала письма и читала.
Доподлинно известно, что ночевала императрица в Чечерске, у вдовы графа Чернышёва. А значит, земли Ветковского района проезжала в дневное время и останавливалась на обед. От Столбуна кортеж сопровождали губернский предводитель с предводителями Рогачевского и Белицкого уездов и местными дворянами. Возможно, императорский обед имел место именно в Столбуне.
Уже в конце января императорский кортеж достиг Киева и, дождавшись начала навигации, дальнейший путь в Крым совершал по Днепру.
Наше время
Мы задались целью исследовать — что же осталось от Екатерининского тракта сегодня, на территории нашего района. И сделали подробный фоторепортаж — в строгом соответствии со старыми картами. Сразу резюмирую — даже на тех крохах, что сохранились до наших дней, можно и нужно делать интересный туристический маршрут.

Новиловка, которая в те времена была Вавиловкой, из-за Чернобыльской катастрофы практически исчезла с лица земли. Остался только памятник с именами погибших в годы войны. Место интересное, связанное с Паскевичами и местной шляхтой. Здесь много своей истории.




Дорога из Покоти в Столбун теперь идет иначе – через Фёдоровку. Однако местные старожилы про Екатерининский тракт до сих пор помнят и даже показывают его отрезок, проходивший мимо разрушенного Храма Святого духа в Новиловку.


В Светиловичах — сохранивших свой особенный дух, в которых в екатерининские времена находились усадьбы шляхты — в первую очередь, возникает вопрос, каким образом кортеж преодолевал реку Беседь. Существовал ли другой мост или это была переправа в теплое время года?




Столбун и Неглюбка вписываются в возможный туристический маршрут очень гармонично — своими знаменитыми тканными рушниками, обрядом Похорон Стрелы, прудами и уютными поворотами дорог.




А в Колбовке есть легенды о старых деревьях, посаженных вдоль тракта во времена Екатерины (эта легенда о высаженных вдоль всего маршрута «берёзка — сосна — ель» до сих пор хранится в памяти народа и в других белорусских регионах).




Даже в маленькой деревушке Перевесье нас вдруг встретил на обочине странный продолговатый камень — как будто осколок «екатерининской мили». Кто знает — может она? Но может и просто разгулявшееся воображение.

А в самом завершении маршрута наша асфальтовая дорога по Екатерининскому тракту оборвалась, оставив основательно укатанную грунтовку на российскую Несвоевку.

Сомнений никаких нет — это тоже дорога императрицы. Настоящая. Да — никаких следов от построенного некогда Потемкиным тракта. И все-таки, есть что-то особенное в этом странном финале.

Ирина ТАКОЕВА
