Главная страница » Дыхание старины

Дыхание старины

Богатая коллекция старообрядческих икон Ветковского музея старообрядчества и белорусских традиций привлекает посетителей со всего мира. Каждое полотно здесь — это не просто произведение искусства, а свидетель сложной и порой драматичной истории. Именно благодаря работе художника-реставратора Елены Карпенок и её коллег эти старинные полотна обретают своё лицо и возвращаются к жизни, чтобы радовать будущие поколения

Елена Николаевна работает художником-реставратором в музее уже десять лет, будучи ученицей Елены Поповой. В её небольшом кабинете творятся настоящие чудеса: на рабочем столе всегда несколько икон, требующих внимания.

— Сейчас я занимаюсь четырёхчастной иконой середины XIX века «Чудо Георгия о змие. Усекновение главы Иоанна Крестителя. О Всепетая мати. Нечаянная радость», — рассказывает Елена Николаевна. — На ней были мелкие трещины красочного слоя, я обработала на сутки 70%-ным спиртом под паволокой для размягчения. Местами, где поднялась краска, сделала профилактическую заклейку, чтобы паволока и левкас не отставали от доски. На следующие сутки после нанесения спирта я нанесу слой 10%-ного осетрового клея. После этого положу икону под груз. Когда поверхности полностью склеятся, сниму профзаклейку и удалю остатки клея. Там, где будут утраты до доски и паволоки, проведу реставрационную грунтовку левкасом — смесью мела, 10%-ного осетрового клея и льняного масла. После высыхания отшлифую, и икона будет готова для передачи моему коллеге-художнику Михаилу Пугачёву.

Стоит отметить, что художник не дорисовывает пропавшее изображение на иконе, а тонирует на тон темнее или светлее, чтобы были заметны участки реставрации.

За годы работы Елена Николаевна отреставрировала много полотен, требующих тщательной очистки, восстановления и бортового укрепления. Тем не менее каждая икона уникальна, задачи по работе с каждой разные. Поэтому работа всегда интересная. Реставратор говорит, что их исследование — это всегда увлекательный процесс. Ведь ей нужно не просто восстановить ценное полотно, но и полностью изучить. Часто приходится углубляться даже в историю той местности, откуда икону привезли.

Елена Карпенок показывает икону XIX века «Всем скорбящим», которую обывательским взглядом сложно назвать иконой — рисунка не видно совсем, вся в шелухе краски.

— Икону привезли из Витебска в плачевном состоянии. Здесь была и копоть, и грязь, и паутина. Икона заклеена профзаклейкой. Сейчас реставрационным советом будем решать, что с ней делать. Я сделала пробные окошечки, убрав профзаклейку, чтобы посмотреть, как она дальше себя будет вести. То, что осталось, можно сохранить, — рассказывает Елена Николаевна.

Это и есть основная работа мастеров в музее. Здесь не занимаются восстановлением, как коммерческая организация, а сохраняют то, что осталось.

Бывает, что икона вызывает какие-то особенные чувства. Так было во время работы над маленькой иконой «Распятие Иисуса Христа».

— На полотне виден был только небольшой фрагмент распятия, всё остальное замазано половой краской, а под ней — бронзянкой. Я немного укрепила красочный слой и стала расчищать краску, потом под ней открылся полностью Христос на распятии и с ним распятие ещё двух неизвестных. То есть открылась суцельная икона. Хотя казалось, что там не будет ничего, кроме распятия. Изначально думалось, что всё на иконе — утраты. Но под слоем краски ждал настоящий сюрприз, — делится реставратор.

О том, почему икону замазали половой краской, специалист объясняет:

— Это скорее не вандализм, а способ сохранить полотно. Много икон старообрядцы замазывали краской. При этом основной красочный слой был защищён от влаги и грязи. А мы уже сейчас снимаем эту краску. Ещё замазывали краской те участки, где икона уже разрушилась от времени, чтобы не было видно утрат.

Иногда приходится работать не только с иконами. Реставраторы также проводили работы со створками Царских врат, которые находились в храме.

— Они довольно большие. Расчищали, укрепляли их. Створки были окрашены когда-то масляной белой краской и тёмно-зелёной, — рассказывает собеседница.

За годы работы Елена Карпенок отреставрировала десятки икон, каждая из которых — как отдельная история. В музее на втором этаже выставлена икона «Образ Страшного суда» XX века, найденная в деревне Марьино Добрушского района. Она долгое время была покрыта копотью и грязью, но благодаря кропотливой работе реставратора вновь обрела свой облик. Елена Николаевна поделилась маленьким секретом, который сейчас хранит это изображение:

— На иконе я специально оставила небольшой кусочек неочищенным до конца, чтобы не забыть, в каком плачевном состоянии она к нам попала.

В том же зале находится диесус — изображения Богоматери, Христа и Иоанна Предтечи — Ветковской школы XVIII века. Эти иконы поступили из другого города, и над образом Иоанна Предтечи работала именно Елена Карпенок. Картинка начала отслаиваться от деревянной основы, и на ночь реставратор обработала старый слой клея этиловым спиртом для размягчения.

Утром, взяв икону в руки, она увидела, как из-под изображения начала выделяться клееобразная коричневая масса, похожая на смолу. Выяснилось, что ранее икона была приклеена синтетическим средством, которое вступило в реакцию со спиртом, вызвав неожиданное явление. Этот момент откровенно шокировал мастера.

Стоит отметить, что в реставрации старообрядческих икон традиционно используется осетровое масло. Ещё в советские годы в музей приезжала делегация из Прибалтики, которая была поражена, узнав, что для реставрации старообрядческих полотен применяются синтетические материалы. В знак поддержки они подарили коробки с концентрированным осетровым клеем, которого хватит на многие годы.

Елена Карпенок рассказала, что реставратор делает свою работу на века. Его главная задача — сохранить оригинальное произведение, не повредив его. Насколько долго сохранится отреставрированное изображение, зависит от мастерства специалиста и условий хранения иконы.

Алина НИКОЛИНА

ph-1024x683 Дыхание старины

ph-5-1024x683 Дыхание старины

ph-7-826x1024 Дыхание старины

ph-18-1-735x1024 Дыхание старины

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *