В Кунторовке обнаружены останки 19 советских солдат.
Останки 19 красноармейцев, погибших в 1943 году, подняли поисковики 26–28 мая во время раскопок на окраине деревни Кунторовка Радужского сельского Совета. Неучтённое воинское захоронение обнаружили бойцы 52-го отдельного специализированного поискового батальона в/ч 28443 при взаимодействии с Гомельским областным общественным поисковым объединением «Ніколі не забудзем».
Мы встречаемся с лейтенантом Константином Зыковым в сосновом лесу урочища Шубино, где сегодня работает его подразделение: роют шурфы, осматривают «подозрительные» участки щупом, проходят с металлоискателем. Новая задача перед поисковиками — найти останки советских граждан, расстрелянных оккупантами. Объект по геноциду белорусского народа. У прокуратуры есть свидетельские показания, что именно в эту часть леса немцы свозили на расстрел мирных жителей.
— Пока мы не можем определить точное место, — констатирует лейтенант Зыков. В ложбинке между сосен он показывает шурфы, вырытые его подчинёнными. Чистый песок без тёмных включений перегнившей органики или перемешанных слоёв грунта. — Нет никаких признаков, что здесь вообще была яма, в которую могли сбрасывать тела.
И по моей просьбе перечисляет признаки возможного захоронения.
— Во-первых, это проседание почвы относительно общего уровня. Обычно видно, что была яма, и почвенный слой нарушен. Во-вторых, перемес. В шурфе нет чётких слоёв почвы, всё смешано. Кроме этого, проверяем правильность напластования слоёв почвы — если почва уже была подвергнута какому-то воздействию, щуп уходит очень глубоко. А если нет, то сразу встречается материковый слой, и щуп дальше просто не идёт.
Первая точка, указанная свидетелем, пока не подтверждается раскопками. Вторая — загромождена мусором. Лесхоз обещал скоро расчистить, чтобы поисковики могли продолжать работы.
А пока мы рассуждаем о свойствах человеческой памяти — да, времени прошло немало, и в воспоминания свидетеля вполне могла закрасться погрешность. Ложбинок на этом участке леса очень много, все друг на друга похожи. И каждую надо пройти и оценить с точки зрения возможного захоронения. Этим поисковики и займутся в ближайшие недели.
Мы же возвращаемся к недавним событиям в Кунторовке.
О том, что возле деревни могут лежать останки погибших бойцов, батальону поисковиков сообщил председатель общественного объединения «Ніколі не забудзем» Николай Басенков, имевший косвенные сведения. В архивах материалов по захоронению не находилось.
— Что собой представляло это место? — вспоминает Константин Зыков. — Окраина деревни, на которой начиналось обычное поле с посевами. Прямо над захоронением росли кусты сирени. Иногда это место попадало под распашку техникой. Видимо, никто уже не помнил, что именно здесь лежат погибшие бойцы.
Когда поисковики обнаружили останки, к месту раскопок стали приходить пожилые люди со сведениями, что бойцов должно быть больше — 28. Приходили не прямые свидетели событий — их потомки, помнящие рассказы родных. Но дополнительные поиски ничего не дали. По итогу поисковикам удалось поднять 19 павших красноармейцев. К сожалению, ни одного медальона или награды. Только некоторые сохранившиеся элементы обмундирования, обуви, гильзы, указывающие на РККА и 1943 год.
При этом, как отмечает лейтенант Зыков, захоронение ранее было повреждено. Кости лежали в неестественном положении, словно были отброшены. Возможно, некогда вмешались «чёрные копатели» или же останки растащило сельскохозяйственной техникой. И сама по себе сохранность костей оказалась очень плохой — сказалось длительное действие удоб- рений, которые вносились в почву.
Но главное — останки неизвестных героев удалось обнаружить. И в скором времени они будут с почётом захоронены в братской могиле.
Какие открытия ждут поисковиков впереди? Предсказать сложно. В Ветковском районе шли одни из самых жесточайших боёв Великой Оте- чественной войны. И если внимательно вчитываться в военные мемуары, фронт работ может быть ещё очень большим.
Ирина ТАКОЕВА




