Дмитрий Карпов: свою первую «Славу» герой получил на Ветковской земле

26 ноября 1943 года бойцы Красной армии вошли в Гомель и освободили его. Но подступы к областному центру дались очень дорогой ценой. А всё потому, что до подхода советских войск противник создал в Ветковском районе глубокоэшелонированную оборону по берегу реки Сож, которая включала в себя три полосы обороны глубиной до 8–10 километров, доты и дзоты с пулемётными и артиллерийскими средствами на высоком правом, западном берегу реки.

Здесь чудеса мужества проявил командир расчёта 45-мм пушки 1028-го стрелкового полка 260-й стрелковой дивизии Дмитрий Афанасьевич Карпов. При освобождении Ветковщины от фашистов он получил орден Славы ІІІ степени. В мае 1945 года старший сержант Карпов стал полным кавалером высшей солдатской награды.

Дмитрий Карпов родился в 1911 году в деревне Лапино Дзержинского района Калужской области в семье крестьянина. Окончил курсы пчеловодов, с 1936 года работал пасечником в колхозе. В 1939 году был призван в Красную армию, участвовал в войне с Финляндией — сражался на карельском перешейке. В 1940 году красноармеец демобилизовался, вернулся на родину и продолжил работу в колхозе, был выбран бригадиром. Но грянула война. В июне 1941 года Д.А. Карпова вновь призвали в армию и направили на курсы ветеринарных фельдшеров при 406-м фронтовом ветлазарете. Однако после окончания учёбы солдат сменил специальность и стал артиллеристом. С сентября 1942 года участвовал в боях с захватчиками на Сталинградском, Брянском, Западном, Белорусском фронтах. К осени 1943 года сержант Карпов был командиром расчёта знаменитой пушки «сорокопятки».

Это орудие стало настоящим незаменимым другом советского артиллериста, с которым он встречал противника у границ в Бресте, сдерживал его под Москвой и уничтожал, догоняя в Европе. «Сорокопятка» — настоящая артиллерийская легенда Великой Отечественной, несмотря даже на её скромные боевые показатели. Немецкие Т-3 и Т-4 в лоб удавалось поразить только с предельно-опасного для расчёта расстояния в 100 метров! Риск был огромным и оправдывался он не всегда, поэтому излюбленной тактикой советских артиллеристов стала атака неприятеля в борт и в корму с замаскированных позиций. Благо крохотные размеры и малый вес орудия позволяли легко маскировать боевую позицию на местности, а также быстро менять местоположение, дезориентируя врага. За это в войсках и любили «сорокопятку».

Свою же историю первый образец 45-миллиметрового противотанкового орудия начинает в 1931 году, когда советские конструкторы решили усовершенствовать немецкую 37-миллиметровую пушку, документация по которой была приобретена за некоторую сумму. Калибр иностранного борца с танками сильно не устраивал, а потому было решено заменить ствол более мощным. Этот гибрид был принят на вооружение под названием 45-мм противотанковая пушка образца 1932 года. Недостатков у неё было множество, а потому в 1937 году после проведённой модернизации появился второй вариант «сорокопятки». Именно эта модификация противотанковой пушки встретила Великую Отечественную войну. Предполагалось изначально, что 45-мм снаряды будут успешно противостоять броне немецких танков на расстоянии от 500 метров. Однако на деле всё оказалось куда печальнее. Существует мнение, что в неудовлетворительных показателях бронепробиваемости была виновата вовсе не пушка, а сами снаряды: мол, ошибка на производстве приводила к тому, что бронебойный снаряд становился слишком хрупким, отчего он в буквальном смысле раскалывался на кусочки при попадании в броню. Как бы там ни было, но в 1942 году на смену «сорокопятке» 1937 года пришла новая — третья модификация противотанковой пушки калибром 45 мм. Отличалась она прежде всего удлинённым стволом и более мощными снарядами, однако максимальному успеху орудия в боях способствовали смекалка, военная хитрость, а также отважный характер артиллеристов.

Все эти качества были присущи бойцам расчёта сержанта Карпова.

15 ноября 1943 года при отражении контратаки противника на северо-западной окраине деревни Старое Село Дмитрий Карпов, командуя расчётом, поразил 4 пулемёта и свыше 10 противников. За эти героические действия приказом по частям 260-й стрелковой дивизии от 25 ноября 1943 года Дмитрий Афанасьевич был награждён своим первым орденом Славы. И стал одним из первых награждённых этим орденом советских солдат.

Орден Славы был введён в ноябре 1943 года, когда стало ясно, что война закончится победой над Германией. Инициатором её появления стал сам Сталин. По первоначальному замыслу, орден должен был иметь четыре степени и повторять знаменитый Георгиевский крест, одну из самых уважаемых в народе царских наград. Регалию даже планировали назвать орденом Багратиона. Однако Сталин рассудил по-другому и окрестил тем именем, под которым мы её знаем сегодня. Пояснив: «Победы без славы не бывает». Он же уменьшил количество степеней до трёх по аналогии с «полководческими орденами».

Первое награждение произошло уже 13 ноября 1943 года, через пять дней после учреждения новой награды. К ордену Славы III степени представили сапёра старшего сержанта Малышева, который во время боя подобрался к вражескому пулемёту, препятствовавшему продвижению советских войск, и уничтожил его. Во время войны произошёл довольно интересный случай, когда целое подразделение — все его бойцы, кроме офицерского состава — оказались удостоены ордена Славы. Речь идёт о 1-м батальоне 215-го стрелкового полка 77-й гвардейской дивизии. В боях за освобождение Польши во время прорыва немецкой линии обороны на Висле 14 января 1945 года солдаты смогли захватить три ряда траншей противника и удерживали позиции до подхода основных наступающих сил.

Менее чем через месяц после этого подвига (10 февраля 1945 года) в бою против группировки противника в городе Шнайдемюль расчёт под командованием старшего сержанта Карпова под сильным артиллерийско-миномётным обстрелом противника обеспечил бесперебойную работу орудия. За день боёв артиллеристы уничтожили 5 огневых точек и около взвода живой силы, чем содействовали успешному продвижению стрелковой роты вперед. За эти героические действия Дмитрий Афанасьевич Карпов был представлен к награждению орденом Славы І степени (орден 2-й степени он получил в августе 1944-го).

Летом 1945 года полный кавалер ордена Славы был демобилизован. Вернулся на родину, работал бригадиром в совхозе. В декабре 1955 года тяжело заболел (сказались фронтовые ранения) и умер.

В 1967 и 1975 годах полным кавалерам ордена Славы ввели дополнительные льготы, уравнявшие их в правах с Героями Советского Союза. Наш герой до этого момента, к сожалению, не дожил. Но и сегодня живы мы, кому свободу и мирное небо над головой подарили простые советские солдаты. Такие, как Дмитрий Афанасьевич Карпов. Вечная вам память!

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.