Прощения нет и не будет никогда
Беларусь является единственной в мире республикой, заплатившей за победу над фашизмом жизнью каждого третьего гражданина. Потому в нашей стране подвиг и жертвы белорусов в Великой Отечественной войне никогда не будут преданы забвению. Как не могут быть забыты преступления фашистов и их приспешников против белорусского народа.
Оккупанты на протяжении нескольких лет планомерно вели политику массового террора белорусского народа. На территории республики они создали около 260 лагерей, тюрем и гетто, в которых только по приблизительным подсчётам было уничтожено около 1,5 миллиона гражданского населения и почти 800 тысяч военнопленных.
Прокуратура занимается расследованием геноцида белорусского народа в годы Великой Отечественной войны с апреля 2021 года. В основу уголовного дела положены сведения о гибели миллионов белорусов и иных лиц вследствие зверств немецких оккупантов и их пособников. И с каждым месяцем материалы этого расследования, к которому подключились сотрудники Государственного комитета судебных экспертиз и Следственного комитета, историки и архивные учреждения, общественные объединения и просто неравнодушные люди, дополняются новыми фактами преступлений.
Поиск преступников, вершивших злодеяния, и их пособников всегда был в центре внимания руководства республики и правоохранительных органов. Ещё в 1946 году на территории Беларуси прошёл Минский процесс — мы судили тех, кто принёс на нашу землю горе и беды, кто устроил Хатынь и Олу, Озаричи и Красный Берег. В декабре 1947 года открытые судебные процессы над нацистскими преступниками прошли в Гомеле. Военный трибунал Белорусского округа под председательством полковника юстиции Сахарова проводил заседания в тогдашнем клубе железнодорожников имени Ленина. 16 нацистов предстали перед судом, один из самых ярых — генерал-лейтенант 110-й пехотной немецкой дивизии Эбергард Куровски. Начав с уничтожения и сожжения Истры Московской области в 1941 году, в 1943-м Куровски дослужился до командира дивизии и в ноябре проводил карательные операции на Рогачёвщине. Под его руководством здесь была сожжена деревня Турск вместе с жителями, созданы четыре лагеря смерти у Озаричей Полесской области.
Судебный процесс имел огромный резонанс. Для свидетельств о бесчинствах представителей 110-й пехотной дивизии в Гомель приехали жители и ряда российских населённых пунктов, где солдаты подразделения также совершали жуткие по своей бесчеловечной сути преступления. Вместе с Куровски на скамье подсудимых были два начальника отделов штаба, пять бывших командиров полков, дивизионов и батальонов, а также три ефрейтора. Они не только рьяно выполняли приказы Куровски, но и инициировали варварские расправы над мирными гражданами. «За каждого убитого советского человека командование 110-й дивизии предоставляло любому солдату или младшему офицеру один день отдыха…» — свидетельствовал подсудимый обер-ефрейтор.
20 декабря 1947 года военный трибунал признал всех 16 подсудимых виновными в преступлениях. Они понесли заслуженное наказание. Но начатый Генпрокуратурой уголовный процесс по расследованию фактов геноцида белорусского народа направлен на установление лиц, которым удалось избежать ответственности за убийства мирных жителей и иные военные преступления. Потому в настоящее время активно изучаются дела полицаев. Например, коллаборанта, начальника хойникской полиции Александра Ермольчика, который во время войны творил ужасные вещи. Его обнаружили в 1960-х годах в Западной Германии, где он скрывался под новой фамилией. Пятнадцать лет шёл судебный процесс, но предатель и убийца так и не был выдан СССР. Сегодня материалы дела восстановлены Генеральной прокуратурой Республики Беларусь, после их направят в Верховный суд, чтобы он вынес приговор нацистскому преступнику.
Для чего я рассказываю о столь далёких во времени фактах и делах? Во-первых, разве можно забыть злодеяния, истязания и унижения, пережитые нашими дедами? Забыть — значит простить. Нет им прощения! Если кто-то ступит на нашу землю, возмездие неотвратимо! Во-вторых, представленные вам факты из уголовного дела позволят поставить перед международными организациями вопрос о признании Беларуси пострадавшей от геноцида и пресечь попытки обесценить историческую правду. И, наконец, расследование дела о геноциде белорусского народа служит реализации главного антифашистского принципа: «Никогда больше!»