Правила приема в вузы: касается каждого. Разъясняем смысл и суть предлагаемых нововведений
В белорусские университеты будут зачислять по результатам двух централизованных экзаменов (по языку и на выбор), одного централизованного тестирования, а также среднего балла аттестата. Плюс характеристика из школы, которая позволит судить о личностных качествах абитуриента.
Новшества предстоящей вступительной кампании, озвученные министром образования на прошлой неделе на совещании у Президента, до наступления нового года должны обрести законченную форму и появиться во всеобщем доступе.
Объективная оценка
Начальник главного управления профессионального образования Министерства образования Сергей Касперович убежден, что новая система позволяет объективно оценить каждого абитуриента с учетом его особенностей и при этом не упустить одаренных выпускников.
— Правила предусматривают зачисление без вступительных экзаменов победителей вузовских олимпиад и выпускников Национального детского технопарка, — аргументировал он. — На целевую подготовку мы будем принимать по внутреннему вступительному экзамену. То есть те, кто идет по направлению, будут подавать результаты не ЦТ, а сдавать внутренний устный экзамен в вузе. И средний балл аттестата будет приниматься в расчет.
Второе преимущество новой системы — большая адресность выбора специальности и вуза.
— Абитуриенты сдают два ЦЭ и ЦТ и в итоге имеют три сертификата на руках, — говорит специалист. — Сейчас можно сдать и четыре ЦТ, что, как показывает опыт, вызывает излишнее желание получить кучу сертификатов. В результате у молодого человека размывается цель, он не знает, кем хочет быть, ему «абы поступить». Новые правила вынуждают делать более четкий выбор, и к тому же уменьшается нагрузка на абитуриента. Ведь сегодня в школе четыре выпускных экзамена, а потом еще три или четыре централизованных тестирования — зачастую по тем же предметам. А в этом году будет только два централизованных экзамена, они же выпускные. Сдал — и сертификаты можно предъявить в приемную комиссию.
Ну и третий серьезный плюс обновленной системы приема в вузы — этапность.
— Вот в феврале пройдет заключительный этап вузовских олимпиад, — говорит Сергей Касперович. — Вузы их проведут — и одаренные ребята, занявшие 1—3‑е места, будут уже зачислены без вступительных экзаменов. Остальные участники, если они четко знают, кем хотят быть и где работать, могут попробовать себя в формате целевой подготовки. Не получится на этих этапах — пойдут поступать по результатам двух централизованных экзаменов и одного тестирования.
Личность баллов не добавит, но авторитета — да
Сергей Касперович прокомментировал также такой новый элемент системы приема в вузы, как характеристика из школы (с места работы).
— Это обязательный документ при поступлении, — сказал специалист. — Однако дополнительных баллов она не дает. Ее цель — дать представление не о том, как человек учился (это видно из аттестата), а судить о личности абитуриента, чтобы оперативно, с первого семестра вовлечь его в общественную жизнь. То есть это важная информация для деканата, руководителей творческих коллективов, спортивных секций, кураторов групп и воспитателей.
Уже разработан документ, в котором регламентированы единые требования к характеристике.
— Она должна содержать краткие сведения о деловых, нравственных и коммуникативных качествах, психологических особенностях, участии в общественно-политической жизни школы и класса, в мероприятиях гражданско-патриотической и трудовой направленности, отражать индивидуальные достижения — от спортивных до творческих. Такие данные важны для выбора лидеров групп в вузах, вовлечения первокурсников в различные общественные структуры университета — советы факультетов и университета. Сейчас на выявление активных ребят требуется немало времени.
Не усложнит ли внедрение новшеств работу школ и других учреждений образования?
— Серьезных осложнений я не вижу, — считает Сергей Касперович. — Характеристики, например, были и раньше. Новое только в том, что она будет единой формы. Так ее можно писать не в последний день, а собирать информацию во время учебы, а затем рассмотреть на педсовете.
Что касается организации площадок для проведения централизованных экзаменов, то они уже запланированы на базе 97 учреждений образования.