В Беларуси пропадает ежегодно около 12 тысяч человек. Ветковский район также включён в эту статистику. В летние месяцы в райотдел милиции поступает до 15 заявлений о пропавших без вести, в январе текущего года — семь. И за дело берётся старший оперативник группы розыскной работы отделения уголовного розыска криминальной милиции Дмитрий Сыроватский.
Капитан милиции — единственный, кто в нашем районе ведёт поиск людей. По итогам работы в 2020 году он стал лучшим в области в своём деле, в 2021-м — вошёл в пятёрку. На его счету более 200 найденных человек. Домой вернулись не все.
— По статистике, каждый четвёртый, кто числится без вести пропавшим, не желает возвращаться домой. Мы сообщаем родственникам, что всё в порядке, жизни и здоровью человека ничто не угрожает, и закрываем розыскное дело. Наша работа выполнена, — рассказывает Дмитрий Сыроватский.
Огромным подспорьем в розыскных работах является поисково-спасательный отряд «Симуран». Дмитрий поддерживает дружеские отношения с руководителем объединения. Когда возникает необходимость найти человека, потерявшегося в лесу, важна скорость. И «Симуран» в течение часа собирает около 60 волонтёров, которые едут со всей области.
— Однажды с «Симураном» наткнулись на стаю волков, — вспоминает один из эпизодов Дмитрий. — Искали 84-летнего дедушку, который пошёл за грибами и не вернулся. Сутки просидели в лесу, но деда так и не нашли. Зато волки гнали нас через весь лес…
К слову, эта история со счастливым концом. Спустя четверо суток дедушка вышел к деревне в Чечерском районе и попросил местных о помощи. В общей сложности он прошёл 60 км.
Но так бывает не всегда, говорит милиционер. Поэтому важно перед уходом в лес нарисовать карту местности и указать приблизительный квадрат, куда грибник направляется, подчёркивает Дмитрий Сыроватский. Или взять с собой мобильный телефон. Именно благодаря геолокации в прошлом году удалось найти в зоне отселения трёх бабушек и оказать им вовремя медицинскую помощь.
Условно всех пропавших без вести можно разделить на четыре группы: два типа гастарбайтеров — которые не предпринимают попыток найтись и которые хотят домой, но не могут вернуться; любители лесных даров; подростки, сбежавшие из дома. И если для поиска первых и вторых помогает тесная связь с сотрудниками МВД России, а также специальный чат поисковиков из стран СНГ в «Телеграме», в котором более 2000 участников, грибников ищут с привлечением «Симурана», то для поисков подростков разработан отдельный алгоритм. Это уникальный опыт для Гомельской области, который удалось реализовать при поддержке председателя райисполкома.
— Когда в оперативно-дежурную службу поступает сообщение о пропаже человека, мы реагируем незамедлительно. Но чтобы собрать следственно-оперативную группу, требуется не меньше часа. Это время мы называем упущенной выгодой, — поясняет Д. Сыроватский. — В случае с подростками благодаря алгоритму эта упущенная выгода была сокращена до минимума. На поиски поднимаются все службы и местное население. И люди так прониклись ситуацией, что алгоритм действительно заработал. Все дети вернулись домой живыми.
Сегодня в работе Дмитрия Сыроватского 13 розыскных дел на без вести пропавших. Все они с печальным финалом — старики много лет назад ушли или уехали из дома и не вернулись. Но пока не будет установлено место их нахождения либо факт гибели, дело будет оставаться открытым. Кроме этого, ему необходимо найти четырёх госдолжников (граждан, привлечённых к административной ответственности, которые зарегистрированы в Ветковском районе, но не проживают здесь) и троих преступников. Последнее, пожалуй, самое интересное. Задача найти человека, который осознанно прячется, раскрывает весь потенциал сотрудника УГРО. Скрыться не удалось ещё никому. В прошлом году Дмитрий Сыроватский по запросам следственного комитета нашёл 12 человек.
— Я всегда мечтал работать в криминальной милиции. К этой цели шёл 10 лет. И когда начал заниматься поиском людей, понял — я действительно на своём месте. И как бы ни сложилась дальнейшая карьера, хочу связать свою жизнь именно с розыскной работой. Несмотря на все трудности, я понимаю, что моя деятельность приносит пользу конкретным людям, и это чувство удовлетворения нельзя описать, — подытожил Д. Сыроватский.
А. САРКИСЯН.