Налоговая инспекция подводит итоги работы
Не так давно работники налоговых органов отметили профессиональный праздник. В этом году государственной налоговой службе исполнилось 26 лет. Много это или мало? С точки зрения историков — это немного, а исходя из человеческих отношений — это возраст осмысления сделанного, подведения промежуточных итогов, время строить планы и претворять их в жизнь. Анализируя спектр вопросов, которые входят в компетенцию налоговых органов, можно смело судить, что инспекция Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь экзамен на «взрослость» выдержала. И с каждым годом перечень этих вопросов расширяется, что говорит о доверии к службе со стороны государства. Подробнее об этом в беседе с начальником инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по Ветковскому району Светланой Прокошиной.
— Светлана Петровна, при всём огромном объёме тем и вопросов, которые находятся в ведении специалистов службы, что выходит в вашей работе на первый план?
— Главной задачей в работе налоговых органов остаётся обеспечение поступления налогов в бюджет, с которой наша инспекция успешно справилась. Так, за первое полугодие 2016 года в доход консолидированного бюджета поступило 45,4 млрд рублей налогов и других платежей в бюджет, в том числе в доход республиканского бюджета — 4,1млрд рублей, в доход местного бюджета — 41,3 млрд рублей. Темп роста поступлений к уровню 2015 года в текущих ценах составил 123,7 процента, в сопоставимых условиях — 109,5%. Положительные темпы роста поступлений в текущих ценах имеют субъекты государственного сектора экономики, индивидуальные предприниматели и физические лица. На первое июля имеется лишь один факт задолженности по платежам в бюджет гражданином, осуществляющим предпринимательскую деятельность. При этом отрадно отметить, что возрос процент добровольной уплаты налогов. Если ещё лет десять назад благодаря принудительным мерам обеспечения исполнения налоговых обязательств поступало до 40% доходов бюджета, то в текущем году этот показатель составил 2,5%. Конечно, хотелось бы, чтобы добровольная уплата составляла 100%.
— Одним из направлений деятельности налоговых органов является проведение контрольных мероприятий. Как налажена работа в этом направлении?
— По результатам проведения контрольных мероприятий за 6 месяцев 2016 года дополнительно поступило в бюджет 700,4 млн рублей, предотвращён возврат налога на добавленную стоимость в сумме 1398 млн рублей, обращено в доход государства товаро-материальных ценностей на сумму 480,7 млн руб. Кроме того, в результате камерального контроля (анализа налоговых деклараций) по уведомлению инспекции плательщиками добровольно уплачено 743,5 млн руб. налогов.
— С какими нарушениями вам приходится сталкиваться чаще всего?
— Нередко устанавливаются нарушения порядка приёма наличных денежных средств. За 6 месяцев текущего года такие нарушения установлены у 8 субъектов хозяйствования. Поэтому с целью контроля за приёмом наличных денежных средств в режиме реального времени субъекты хозяйствования обязаны установить на кассовое оборудование средство контроля налоговых органов. Указанный порядок уже действует с 1 октября 2015 года для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих торговлю на автозаправочных станциях, с 1 февраля 2016 года — при перевозке пассажиров автомобилями-такси. В связи с проводимой с 1 июля деноминацией сроки установки указанного средства контроля постановлением правительства были несколько смещены. Так, юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие продажу товаров в торговых объектах площадью 650 квадратных метров и более, с 1 декабря 2016 года должны уже установить обозначенное устройство. Использовать средство контроля должны с 1 апреля 2017 года юридические лица и с 1 февраля 2018 года индивидуальные предприниматели, осуществляющие свою деятельность в городах областного подчинения и столице нашей республики. В городах районного подчинения оборудование должно появиться у юридических лиц 1 апреля 2017 года, у ИП — 1 мая 2018 года. На всей территории страны юридические лица с 1 октября 2017 года, а ИП с 1 августа 2018 года обязаны установить средство контроля налоговых органов.
— Сегодня в Республике Беларусь проводится политика дебюрократизации. Ставка делается не на количество бумаг, а на их качество. Коснулось ли это налоговой системы?
— Разумеется, налоговая система существует внутри государства. Поэтому все процессы, которые происходят в республике, так или иначе затрагивают и нашу систему. Сегодня существует тенденция упрощения современной налоговой системы: ежеквартальная отчётность, упрощённая система налогообложения, максимально упрощённый бухгалтерский учёт и налоговая отчётность. Приходят новые технологии и в сферу налогообложения. В частности, без похода в инспекцию можно сдать налоговые декларации, другие документы. При этом плательщики, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 15 человек, а также все плательщики налога на добавленную стоимость, в том числе и индивидуальные предприниматели, согласно статье 63 Налогового кодекса обязаны с 1 июля 2016 года представлять в налоговый орган налоговые декларации (расчёты) по установленным форматам в виде электронного документа. При представлении указанными плательщиками налоговой декларации (расчёта) на бумажном носителе такая налоговая декларация (расчёт) не считается представленной.
— Во исполнение пункта 2 поручения Совета Министров Республики Беларусь от 24.03.2016 №30/210-73/3780р на территории страны с 1 июля начал действовать механизм функционирования электронных счетов-фактур по налогу на добавленную стоимость. Расскажите, пожалуйста, об этом поподробнее.
— Введение электронных счетов-фактур по НДС позволит налоговым органам обеспечивать оперативный камеральный контроль и предотвращать незаконные схемы, связанные с необоснованным принятием к вычету и возврату НДС из бюджета на ранней стадии, а не через несколько месяцев или лет. С 1 июля ЭСЧФ является обязательным электронным документом для всех плательщиков налога на добавленную стоимость, у которых возникает объект налогообложения НДС либо обязанность выставления (направления) ЭСЧФ в соответствии с положениями статьи 106-1 НК, служащим основанием для осуществления расчётов по НДС между продавцом и покупателем и принятия к вычету сумм НДС.
Выставление (направление) ЭСЧФ должно будет осуществляться плательщиками с 1 июля по отгруженным (переданным, ввезённым) с этой даты товарам (выполненным работам, оказанным услугам, переданным имущественным правам) по первому сроку 5 августа 2016 года. В зависимости от особенностей реализации плательщик при осуществлении каждого оборота по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав обязан в установленном порядке либо выставить ЭСЧФ покупателю, либо направить его на портал ЭСФ МНС.
— Имеются ли какие-либо исключения из этого правила?
— В Налоговом кодексе перечислены случаи, когда ЭСЧФ не создаётся (например, обороты, которые освобождены от НДС). Направление продавцами ЭСЧФ осуществляется при условии их подписания в установленном порядке электронной цифровой подписью. В свою очередь покупатель примет к вычету предъявленную продавцом в ЭСЧФ сумму НДС после подписания полученной ЭСЧФ.
— Не всегда люди имеют возможность следить за всеми новинками в системе законодательства. Поэтому зачастую нарушения сопряжены с обычным незнанием. Как быть в этой ситуации?
— Инспекция Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по Ветковскому району открыта для граждан. Инспекторы всегда готовы пойти навстречу спрашивающим, разъяснить те или иные вопросы. Кроме этого, налажена система прямых и горячих телефонных линий, когда консультацию можно получить не выходя из дома.