В Минске прошёл ХI Белорусский международный медиафорум «Партнёрство во имя будущего»
Белорусский международный медиафорум традиционно выступает площадкой для обмена мнениями и выработки новых идей, предоставляет возможность консолидации усилий международного пресс-сообщества, экспертов различных отраслей знаний в углублении партнёрства, совершенствовании межгосударственных интеграционных процессов, создании общего гуманитарного пространства СНГ. В медиафоруме с 11 по 14 мая приняли участие руководители СМИ, видные политологи, эксперты стран СНГ, ближнего и дальнего зарубежья — свыше 300 представителей из 21 страны мира.
Культурное и информационное пространство Беларуси служит утверждению идей интеграции и мира
Об этом говорится в приветствии, которое Президент Беларуси Александр Лукашенко направил участникам XX Международной специализированной выставки «СМІ ў Беларусі» и XI Белорусского международного медиафорума «Партнёрство во имя будущего».
Эти значимые международные мероприятия по праву считаются авторитетными площадками для обсуждения актуальных вопросов современной геополитики, общественной жизни, развития средств массовой информации, говорится в приветствии.
«Нынешняя минская встреча руководителей СМИ, политологов и экспертов из ближнего и дальнего зарубежья проходит в контексте особой миротворческой роли Беларуси в условиях сложной геополитической ситуации», — отметил Александр Лукашенко.
Глава государства подчеркнул, что культурное и информационное пространство, сформированное за годы независимости Республики Беларусь, служит позитивному созиданию, утверждению идей интеграции, мира и добрососедства, эффективному сотрудничеству в гуманитарной сфере.
Белорусские СМИ развиваются в контексте мировых трендов
Об этом заявил заместитель министра информации Беларуси Владимир Матусевич. Он отметил, что в нынешнее время национальное информационное пространство Беларуси развивается мощно и динамично. «Об этом свидетельствуют и данные мировых рейтингов. Так, в рейтинге Международного союза электросвязи Беларусь занимает 36-е место в мире по распространению интернета, опережая все страны СНГ и такие страны, как Литва, Латвия, Турция, Болгария. Это ещё одно свидетельство тому, что белорусские СМИ развиваются в контексте мировых трендов, успешно, конкурентно и творчески», — подчеркнул заместитель министра.
Он также отметил, что сегодня медийное пространство меняется очень динамично. Развиваются самыми стремительными темпами интернет, социальные сети. «При этом качественная журналистика, профессиональная журналистика, мастерство журналистского слова, культура передачи текстов, культура передачи смыслов всегда были и будут актуальны», — сказал Владимир Матусевич.
Печатные СМИ остаются востребованными, несмотря на влияние интернета
По словам советника председателя Национального собрания Армении, руководителя магистерской программы факультета журналистики Ереванского государственного университета Грайра Зоряна, наметилась тенденция возвращения потребителей к печатным изданиям. В Армении печатные СМИ держатся не в прежних тиражах, но у них есть относительно постоянная аудитория. Люди скучают по печатному слову, по газете, потому что это атрибутика, своеобразный собеседник, считает Грайр Зорян.
Международный опыт показывает, что на печатные СМИ есть спрос. Например, в Финляндии ежедневная газета выходит тиражом 300 тыс. экземпляров. В Скандинавии, странах Балтии печатные издания также читаются. «Через некоторое время бум электронных СМИ, я думаю, немного утихнет. То, что каждый сегодня чувствует себя журналистом, имея страничку в социальных сетях, пройдёт. И те, кто сегодня читают публикации блогеров, со временем придут к тому, что нужно читать именно тот ресурс, который не обманывает», — уверен Грайр Зорян.
Работа с колёс и погоня за сенсацией порой ведут к подмене журналистики пропагандой
Такое мнение высказал на медиафоруме главный редактор газеты «СБ. Беларусь сегодня» Павел Якубович. «В современных условиях журналисты работают с колёс, что не может не сказаться на качестве публикаций», — считает главный редактор газеты «СБ. Беларусь сегодня». По его словам, некоторые журналисты не обдумывают должным образом посылы, стремятся к некоей сенсационности, и получается, что пропаганда подменяет журналистику, при этом такие бойцы информационного фронта считают, что делают гигантское дело. «На самом деле они зачастую своими бездумными выступлениями подогревают конфликты, которые тлеют на территориях, внутри людей, что весьма опасно», — сказал Павел Якубович.
СМИ обязаны максимально использовать новые возможности донести информацию
Такое мнение высказал генеральный директор Белорусского телеграфного агентства Дмитрий Жук на пленарном заседании ХI Белорусского международного медиафорума.
«Нужно не рассуждать о том, как выжить в новых условиях, а максимально быстро адаптироваться к открывающимся возможностям. И если прежний формат мешает двигаться в будущее, то не стоит бояться от него отказаться. Созданные нами самими рамки не должны тормозить развитие медиа», — уверен гендиректор БЕЛТА.
Дмитрий Жук также считает, что нет смысла рассуждать о том, нужно ли использовать в работе социальные сети, а следует принять факт, что они есть и с ними необходимо работать. Однако важно объяснять своим читателям, потребителям информации, что есть понятие ответственности. Профессиональные СМИ несут ответственность за то, что сообщают, перепроверяя информацию. Блогеры же, среди которых есть порядочные и не совсем порядочные, пишут далеко не всегда опираясь на действительную информацию, поводом для их выступлений часто становятся непроверенные факты либо излишние эмоции.
По мнению Дмитрия Жука, нужно принимать действительность и стараться организовывать работу своих медиа с учётом того, что буквально завтра может появиться ещё одна новая возможность донесения информации, но это не меняет сути журналистики.