Блокадник


Приятную миссию в праздничные победные дни выполнил военный комиссар Ветковского района подполковник Игорь Петрович Глушенок. Памятную медаль “В честь 65-летия полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады” он вручил жителю блокадного города Владимиру Павловичу Иванову.
В соответствии с постановлением правительства Санкт-Петербурга от 16 декабря 2008 года от имени губернатора Санкт-Петербурга такая медаль должна быть вручена каждому, пережившему лихое блокадное время, и ныне живущему. Кстати, Владимир Павлович Иванов — единственный в нашем районе человек, кто не по книжкам знает беды, которые выпали во время Великой Отечественной войны на жителей северной столицы. После войны у дистрофии (голодной болезни, когда нарушается общее питание организма вследствие длительного недоедания) появилось ещё одно неофициальное название — “Ленинградская болезнь”. И когда я спросила у Владимира Павловича: “Вам было 6 лет, когда началась блокада. Что запомнилось из того времени?”, он ответил:
— Очень хотелось кушать. Был страшный голод, и мы не знали, как от него избавиться. В сутки иждивенцам полагалось 125 граммов хлеба, но это трудно было назвать хлебом, в основном он состоял из опилок. Наша семья жила в Кронштадте, морской крепости, вокруг одни кирпичи и камни, не было даже клочка земли, на котором что-то росло. Умирали от голода и пытались использовать любой продукт, чтобы как-то протянуть хоть денёк. Так, целая семья получила смертельное отравление от лепёшек, которые они приготовили из горчицы. Вследствие дефицита продовольствия с улиц исчезли не только собаки, коты, крысы. Мой сверстник-мальчуган исчез…
Погибали люди в блокадном Ленинграде не только от голода, но и от бомбёжек. Город бомбили вражеские самолёты, обстреливала тяжёлая артиллерия. В одну из бомбёжек прямо на глазах у Владимира погиб его друг Михаил. “До сих пор перед моими глазами, как кадр из фильма: Миша стоит на пороге дома, взрыв, и нет друга…” — вспоминает мужчина.
Когда Владимир Павлович рассказывает, сколько раз рядом с ним ступала смерть, поневоле задумываешься: “А ведь счастливый человек! Он остался в живых!”
— После прорыва блокадного кольца нас в марте вывозили по льду на грузовых машинах. И эту ледовую трассу постоянно бомбили немцы, лёд рушился. Машина, в которой ехала наша семья (родители, сестра), проскочила, а следующая ушла под воду… Тогда водитель сказал: “Кто-то в машине счастливый”. Может, это был я…
Ещё один трагический случай из жизни подростка. В эвакуации, около станции Бахмач Черниговской области, с друзьями нашли “какую-то дрянь” — любознательным парням исследовательский порыв не давал покоя. “Дрянь” подбросили в воздух, и от последовавшего взрыва один друг был ранен, второй — убит, невредимым остался только Владимир… А в Ровно, куда позднее переехала семья Ивановых, много парней погибло во время взрыва склада боеприпасов. Владимира, к счастью, там не было…
А когда Владимир окончил в Ровно в 1954 году среднюю школу, не раздумывая, отправился поступать в военное училище. С тех пор, с момента поступления в Первое Московское Краснознамённое ордена Ленина радиотехническое училище ВВС, вся жизнь Владимира Павловича была связана с армией.
Вскоре после учёбы его направили служить в Германию. Здесь он и встретил свою первую и единственную любовь всей жизни — красивую девушку Нину. С 1958 года и по сей день Нина Петровна является его надёжной спутницей, вместе они делят невзгоды и радости, и исколесили за годы военной службы тысячи километров. Владимир Павлович служил в Молдавии, в 1970-71 годах принимал участие в боевых действиях в Египте (служил начальником радиолокационной группы), в литовском городе Шауляе служил начальником штаба, заместителем командира батальона. Демобилизовался майор Иванов в Тирасполе, а с Молдавии пенсионер министерства обороны с женой вернулись на родину супруги, в деревню Старое Село.
Здесь, в Старом Селе, они ежегодно участвуют в торжественном митинге, приуроченном Дню Победы, а в будни с удовольствием занимаются приусадебным участком.
И казалось бы, человеку свойственно забывать все горести прошлого в повседневных заботах и думах о будущем. Но, считает житель блокадного Ленинграда, нужно помнить о том, как на глазах у матерей умирали их сыновья и дочери, дети оставались без родителей, умирали целыми семьями. Как, пережив голод и холод, смерть близких, они выстояли и победили, вопреки всему остались людьми, не потерявшими достоинств и душевных качеств.

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.