Мгновения и вся жизнь
Великую Отечественную войну Михаил Кондратьевич Бобков вспоминает с болью в сердце. Как стрела пролетели молодые годы его жизни, оставив позади немало горестей. Не раз коварная судьба отнимала дорогих и близких людей. А эпизоды военных дней не дают покоя ветерану и сейчас…
Эпизод первый
Деревня Хальч, июль 1941-го. Пойма реки Сож. Шестнадцатилетний парнишка Миша пас на лугу коров. Первая половина дня выдалась по-настоящему жаркой. Молодой пастушок прилёг под деревом, чтобы спрятаться от назойливого солнца. Мысли о будущем поплыли сами собой. Мечты обретали краски. Взгляд сосредоточился на небесно-синей глади реки…
И вдруг тишину разорвали оглушительный визг и грохот. С неба летели бомбы. Молодого человека сковал ужас. Два немецких самолёта пытались разбомбить мост через Сож. Деревянный мост уцелел, но беда настигла жилые дома: в небо с деревенских улиц рвались огромные языки огня и клубы чёрного дыма. Всюду — грохот, взрывы, крик. Мише казалось, что этот кошмар никогда не прекратится…
Позже, в августе 1941-го, деревянный мост был всё же сожжён. Это сделали при отступлении красноармейцы — так они пытались приостановить наступление немецких войск. Лишь в 1969 году между Хальчом и Веткой появился новый железобетонный мост. А до этого времени лодочная переправа связывала два берега Сожа.
Эпизод второй
У немцев и их пособников — полицаев — Миша был на особом учёте. Его дядю, как советского активиста, приговорили к расстрелу. Но мать Михаила помогла брату совершить побег, снабдив его тёплой одеждой и продуктами. Побег председателя сельсовета Ануфрия Роговского послужил поводом для ненависти фашистов к его племяннику Мише Бобкову. Немцы заставляли юношу выполнять самые тяжёлые работы, а однажды его вынудили пройти бороной поле, чтобы проверить, есть ли там мины. К счастью, их там не оказалось — Миша остался жив…
Эпизод третий
Лето 1943-го. В оккупированной деревне Хальч располагались воинские части, в состав которых входили немцы, итальянцы и венгры. В одном из домов, где находились фашисты, Миша вместе со своим другом Тарасом выкрал итальянскую гранату. Парни захотели взорвать её неподалёку от бывшего лесозавода под водой, в Соже. Взрыв не получился. Расстроенные, они выбросили гранату с вырванной чекой обратно в речку, и тут же она взорвалась, едва дотронувшись до воды.
Дальше события разворачивались молниеносно. Мощный взрыв всколыхнул округу. Из панской усадьбы, где располагался немецкий гарнизон, послышались крики: “Партизаны, партизаны!” Мише и Тарасу ничего не оставалось, как бежать куда глаза глядят. Вслед за ними, стреляя на ходу, бежали немцы. Спасли пареньков итальянцы. К белорусским людям они относились гораздо мягче немцев, поэтому и дали возможность убегающим раствориться в колонне среди солдат.
Осенью 1943 года, когда Ветковщина была освобождена от фашистских агрессоров, Миша и Тарас были демобилизованы в армию, прошли двухмесячное обучение на курсах минёров. На фронте Михаил Бобков воевал в должности старшего разведчика-наблюдателя, артиллериста. Главной задачей бойца было выявление целей на немецкой стороне и корректировка артиллерийского огня.
Эпизод четвёртый
Польша, г. Познань, январь 1945-го. Старший разведчик-наблюдатель Михаил Бобков вместе с двумя офицерами — майором и старшим лейтенантом — вёл наблюдение за противником через окно на верхнем этаже водокачки. Вдруг со стороны города в их направлении двинулись немецкие танки, ведя огонь из башенных орудий. Один из снарядов попал прямо в наблюдателей — офицеры погибли, а Бобков “отделался” осколочными ранениями…
Из воспоминаний
“Скажу честно: когда вокруг тебя огонь и смерть, о жизни думать не приходится. Разрываются немецкие снаряды, горят советские танки, справа и слева падают убитые товарищи… А ты бежишь вперёд с автоматом в руках, неся на себе бинокль, стереотрубу, буссоль и другой военинвентарь для наблюдения. Бежишь и думаешь, что если придётся упасть, сражённым пулей, то не зря — а за свободу нашего народа”.
Снежана КОРШИКОВА.