Настоящих отцов стало больше
В прошлом году правительство Беларуси утвердило новую редакцию положения о порядке назначения и выплаты государственных пособий, в которой уточнён порядок назначения и выплаты пособий и надбавок семьям, воспитывающим детей (полным, неполным, многодетным).
Уточнения коснулись матерей-одиночек: теперь, если будет установлено, что женщина постоянно проживает с мужчиной, ведёт с ним совместное хозяйство, пособие на детей будет меньшим. Так, будучи матерью-одиночкой по статусу, женщина получает на ребёнка в возрасте до трёх лет 262500. В случае, когда “есть в доме хозяин”, пособие на ребёнка до трёх лет составит 187500 рублей.
Вот определить сам факт постоянного совместного проживания и ведения общего хозяйства — проблема. Особенно в городах, где личная жизнь надёжно защищена общественным равнодушием, и добиться правды, кто и с кем проживает, — на практике очень сложно. Этим занимаются комиссии по назначению пособий. В деревнях и маленьких посёлках в таких комиссиях, казалось бы, надобности нет…
— Да и в сельской местности, где друг о друге знают всё, хватает трудностей, — отмечает секретарь Столбунского сельского Совета Зоя Николаевна Марачкова. — Если мужчина прописан в доме, то, конечно, легко доказать, что ведётся совместное хозяйство. Но если не прописан — сложнее: женщина может утверждать, что живёт одна. И на самом деле, какое-то время живут вроде бы раздельно. Но проходит неделя-другая, смотришь, снова вместе…
Сразу после принятия положения в Интернете на различных форумах разгорелась полемика по этому поводу. Естественно, среди самих женщин. Точки зрения варьировались от неуверенного “за” до категоричного “против”:
“Конечно, странно, когда такая же семья, как и моя, только родители в которой не расписаны, получает больше денег (пусть и ненамного), чем я со своим законным супругом”.
“Но как же я не мать-одиночка, если просто живу с мужчиной? И потом всё может быть. Если завтра он уйдёт, я тогда опять мать-одиночка?” Разница между размером пособия матери-одиночки и женщины, воспитывающей ребёнка с мужем, — около 75 тысяч. Деньги, конечно, небольшие. Теперь же, если причина незаключения брака и неусыновления детей заключалась именно в них, во многих случаях, когда мужчина и женщина постоянно проживают вместе, воспитывают ребёнка, ведут совместное хозяйство и по сути являются семьёй — станет просто бессмысленно для мужчин не давать ребёнку своей фамилии. Увеличившееся число усыновлений после принятия положения это подтверждает.
С. ПИСАРЕНКО.