Садясь за руль, будь готов к ответственности

С каждым годом дорожно-транспортных происшествий с тяжкими последствиями становится меньше. Об этом свидетельствуют, в первую очередь, цифры судебной статистики. Сравните: в 2022 году судами Гомельской области было рассмотрено 311 уголовных дел за преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта, в том числе за нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств — 78 дел, за управление транспортным средством лицом, находящимся в состоянии опьянения, передачу управления транспортным средством такому лицу либо отказ от прохождения проверки (освидетельствования) — 75; в первом полугодии текущего года цифры почти втрое меньше — рассмотрено 109 уголовных дел, в том числе за нарушение ПДД — 24, за вождение в нетрезвом виде — 24.

Председатель суда Ветковского района Ольга Сычёва считает, что весомую роль в этом сыграл закон о конфискации машин у пьяных водителей, которые в состоянии алкогольного опьянения сели за руль повторно в течение года, а также введение уголовной ответственности для бесправников. Тем не менее о безопасности дорожного движения стоит говорить как можно чаще.

— На одном из выездных судебных заседаний я столкнулась с тем, что в Ветковском районе не все знают о том, что летом 2021 года в нашей стране появился новый вид уголовной ответственности за управление транспортным средством лицом, не имеющим права управления, — рассказала Ольга Сычёва и пояснила: — Если раньше бесправников наказывали административно, то теперь для тех, кого задержали более двух раз в течение года, будет наступать уголовная ответственность.

Иными словами, в третий раз за вождение без прав в течение года к нарушителю применяется наказание в виде штрафа, общественных или исправительных работ на срок до 6 месяцев или ареста с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью или без лишения. Если попался снова — арест или ограничение свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью.

В Беларуси сложилась обширная практика применения этой нормы. И если в Ветковском районе в 2023 году было рассмотрено всего одно дело по привлечению к уголовной ответственности водителя, не имеющего права управления транспортным средством, то в соседнем Добруше подобные нарушения носят системный характер. За год судом рассматривается около 10–12 уголовных дел, привела пример Ольга Владимировна. При этом, подчеркнула судья, при назначении наказания избираются наиболее жёсткие санкции, чтобы водители осознавали меру своей ответственности в полном объёме.

Повышенная мера уголовной ответственности законом предусмотрена и для нетрезвых автомобилистов. Так, на водителя, по вине которого причинено тяжкое телесное повреждение или погиб человек, может быть наложено наказание в виде лишения свободы и лишения права управлять транспортным средством до семи лет.

— Одно из последних уголовных дел, которое я рассматривала в Добрушском районном суде, также касалось вождения в состоянии алкогольного опьянения. Молодая пара отдыхала, в том числе с употреблением спиртного, затем между супругами вспыхнула ссора. Мужчина в порыве злости сел за руль, женщина — на пассажирское сидение. Произошло ДТП. Пострадавших было двое — несовершеннолетний во встречном автомобиле и супруга. Женщина получила тяжкие телесные повреждения. Водителя привлекли к уголовной ответственности, — привела пример Ольга Сычёва.

Заметим, что если бы в числе пострадавших была только супруга, которая не имела бы никаких претензий к мужу, уголовная ответственность также была бы неотвратима. Как пояснила судья, закон не различает вид потерпевшего. Сама ответственность наступает не за то, что причинены телесные повреждения, а за то, что нарушены правила дорожного движения, в результате которых наступили телесные повреждения.

Правилами дорожного движения также предусмотрена гражданская ответственность. В каких случаях она наступает?

— На дороге бывают ситуации, когда водитель действительно ничего не нарушил. Но ему под колёса из-за проходящего автобуса или припаркованного автомобиля выскочил нетрезвый человек, ребёнок. Затормозить действительно нет возможности, — приводит пример Ольга Сычёва и поясняет: — В судебной практике есть специальное понятие — «не мог предотвратить наезд». В таком случае в отношении водителя ни административная, ни уголовная ответственность не наступает, но гражданская ответственность наступит всё равно. Владелец источника повышенной опасности за вред, причинённый жизни и здоровью, несёт ответственность всегда независимо от своей вины.

— Нет прав — не садись за руль! Выпил — не садись за руль! Плохо себя чувствуешь — не садись за руль! — призывает автомобилистов Ольга Сычёва. — Автомобиль является источником повышенной опасности, и, управляя им, водитель должен помнить, что несёт ответственность не только за свою собственную жизнь, но и за жизнь и здоровье окружающих.

Анна КОДОЛОВА.

Comments (0)
Add Comment