Сказать, что работа в Следственном комитете приносит большое удовольствие, было бы не совсем правильным. Сотрудники Ветковского РОСК знают это как никто иной: именно им ежедневно приходится работать с категорией граждан, общения с которыми в обычной жизни мы стараемся избегать. Контингент этот формируется, как правило, из людей, чьи истории можно встретить в сухих строках криминальной хроники. Понятно, что удовольствия от такого общения получить сложно. Но вот удовлетворения от проделанной работы и её результатов следователи получают сполна.
Сегодня героиней нашего очерка будет человек в синем мундире, стоящий на страже буквы закона, — следователь Ветковского РОСК майор юстиции Елена Шитова. Свой путь в кабинет следственного отдела Елена Викторовна необыкновенным не считает: хорошая успеваемость в средней школе, учёба в престижном Гомельском университете имени Скорины на юридическом факультете, диплом выпускника и в перспективе престижная работа по специальности «адвокатура-нотариат». Но вчерашнюю выпускницу юрфака такое плавное течение по обозначенному фарватеру не устраивало.
Служение обществу, с её точки зрения, подразумевало другое развитие событий: сыск, противостояние правонарушениям, заслуженное наказание или восстановление чьего-то доброго имени, посильная лепта в торжество справедливости. А как иначе расценивать совершённое преступление? Только как акт несправедливости в отношении слабого, помочь которому — святая обязанность правоохранителя. Именно на этом поприще захотелось себя попробовать начинающему юристу Елене Шитовой, применив весь спектр приобретённых знаний, весь интеллектуальный потенциал, всё умение использовать психологические навыки, всю способность к вдумчивому анализу с последующими выводами.
Тем более часто следователь имеет дело не с типичным пьяным взломщиком сарая в частном секторе или угонщиком велосипеда, оставленного без присмотра у магазина. Вот история одного расследования, где интеллекту сотрудника РОСК противостоял криминальный талант умного, циничного и расчётливого преступника.
…Перед следователем Шитовой спокойно расположился для допроса ничем не примечательный с виду мужчина. Фаланги пальцев рук, лежащих на столе, не отмечены синей росписью татуировок предыдущих отсидок. Мужчина вежлив, воспитан, в чём-то иногда проскакивает вальяжность, чувствуется то, что называется «породой». Попал в зону внимания милиции, можно сказать, случайно: взял деньги в долг у знакомой, отдавать не спешил, терпение женщины лопнуло, и она написала заявление в ближайший отдел милиции. Бытовая история. Обычные человеческие отношения: да, не совсем порядочные, нечистоплотные, но уж точно не заслуживающие жёстких карательных мер Немезиды.
Тоненькая папочка заведённого дела, переданная для проверки фактов из областного управления, содержала лишь несколько сшитых листков. Следователь Шитова мысленно уже определила дело в разряд рутинных, но интуиция заставила не делать скоропалительных выводов. Началась скрупулёзная работа. День за днём складывались кусочки мозаики чужой жизни, устанавливалась, в первую очередь, мотивация поступков подследственного: зачем были нужны деньги? сколько брал в долг? как часто? почему не отдавал? с кем жил и с кем дружил? на что тратил одолженные средства? только ли у частных лиц одалживался? как долго продолжался такой образ жизни?
Картонная папка делопроизводства с каждым днём становилась объёмнее, тяжелее, внушительнее. Сидевший перед офицером милиции импозантный мужчина после очередного допроса терял крупинку лоска, утрачивал что-то из аристократических манер, мерк ореол богатого прожигателя жизни. С каждым новым фактом мошенничества происходило постепенное превращение из небожителя в обычного афериста. Вот уже установлен его круг общения, вот добавились имена очередных жертв обмана, вот показание свидетелей и потерпевших из криминальных эпизодов, выявленных в ходе следствия.
Перед Еленой Викторовной калейдоскопом сменялась череда вовлечённых в аферы подследственного. Работники солидных банков, не удосужившиеся проверить кредитную историю заявителя и продолжающие предоставлять ссуды «постоянному клиенту»; родители — честные респектабельные люди, не подозревающие о второй, тайной, жизни своего сына; жрицы любви, с радостью «помогающие» щедрому любовнику тратить деньги; работники торговых центров, отпускающие мошеннику самые дорогие модели бытовой техники в рассрочку «без возврата». Даже таксисты, катающие новоявленного нувориша по адресам очередных афер, были установлены следователем и стали свидетелями в отдельных фактах преступной деятельности подследственного. До сих пор нет разумного объяснения халатности десятков ответственных работников, принимающих на веру любое желание просителя. Неужели невероятное везение, шальной воровской фарт всегда был на стороне преступника? А позволял Фартовый себе в жизни всё: кредиты в любых банках, элитное арендное жильё, любовниц с голливудскими стандартами, рулетки игорных домов, закрытые ночные клубы и казино.
На стороне следователя Шитовой везения не было, как не было и фарта. Зато было терпение, самодисциплина и самоотдача, скрупулёзная работа с многочисленными проходящими по делу свидетелями и потерпевшими и высокое чувство ответственности, а главное — чувство локтя товарища. Следует подчеркнуть: в райотделе СК никто не работает в одиночку. И как результат этой кропотливой командной работы — наступил день, когда на стуле перед следователем сидел уже не неприметный любитель одолжить сотню-другую с плохой памятью, а мошенник и аферист высокого полёта, так любивший красиво жить за счёт других. Благодаря профессиональному чутью милой девушки с погонами на хрупких плечах платить за годы сытной беспечной жизни мужчине всё же пришлось — было доказано 9 эпизодов его криминальной деятельности.
В работе следователя неожиданно открылись для Елены Шитовой и недостигнутые горизонты адвокатской практики. Именно Следственный комитет уполномочен досконально изучить правомерность возбуждения уголовного дела оперативниками РОВД, проверить и дополнить либо отмести недоказанные фрагменты проведённого следствия и, как ни парадоксально это звучит, в ряде случаев встать на защиту обвиняемого. В работе СК можно сегодня увидеть красной нитью тянущееся ещё со дня его основания требование к обязательному соблюдению социальной справедливости, трепетному отношению к закону, перед которым нет не равных. Этому учили Елену Викторовну старшие товарищи — опытные наставники Евгений Верутин и Сергей Худяков, этот опыт со временем будет передан и ею эстафетой чести людей в синих мундирах, незыблемо стоящих на страже социальной справедливости.
На самом уголке стола у майора Шитовой лежит очередная тоненькая папочка-скоросшиватель. Кому-то нужна её помощь, кто-то ждёт объективного вердикта офицера, ещё чья-то судьба положена на чаши весов правосудия.
Иван ГОРЕЛИКОВ.