Участники большого проекта

Гимназия города Ветки вошла в проект «Зелёные школы». Одноимённый статус учреждению образования присвоили в сентябре 2021 года.

«Зелёные школы» — комплексный образовательный проект, направленный на формирование у обучающихся ценностного отношения к природе, повышение уровня экологической направленности образования природных ресурсов, воспитание ответственного отношения подрастающего поколения к природе, формирование экологически грамотного поведения. Его особенность — внедрение эффективной образовательной модели в области экологической направленности образования с привлечением и активным участием педагогов, школьников, родителей, инспекции охраны животного и растительного мира, а также местных исполнительных и распорядительных органов.

Сегодня сеть Зелёных школ объединяет более 40 000 учебных заведений в 46 странах мира. И финансирование этой программы в рамках проекта технической помощи «Вовлечение общественности в экологический мониторинг и улучшение управления охраной окружающей среды на местном уровне» продолжается. Реализует ПРООН в Беларуси в партнёрстве с Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды.

— Экологическое направление в гимназии было развито всегда, — рассказывает заместитель директора по методической работе, ответственная за реализацию программы, Наталья Суханова. — За годы скопился неплохой банк исследовательских работ, которые в своё время получили высокую оценку профессионалов на различных конкурсах и конференциях. В рамках образовательного проекта «Зелёные школы» мы продолжаем делать то, что нам интересно, но с большим вовлечением наших учащихся и их родителей.

В Гомельской области к проекту присоединились уже 64 школы. И только 26 из них присуждён статус «зелёная» школа. Гимназия — в их числе. В Ветковском районе это пока единственное учреждение образования с префиксом «эко».

— Решение о присоединении к проекту «Зелёные школы» было принято в 2020 году, — продолжает рассказывать Наталья Суханова. — Первый год мы в большей степени анализировали ситуацию, составляли планы. Сейчас эти планы пытаемся реализовывать на практике.

Проект включает в себя работу по нескольким направлениям: биоразнообразие, водосбережение, энергосбережение, обращение с отходами, информационно-экологические мероприятия, качество атмосферного воздуха. Их реализацией занимаются заместитель директора по учебной работе Нина Ходунькова, заместитель директора по воспитательной работе Елена Барсукова, учитель начальных классов Мария Кухаренко, учитель географии и биологии Татьяна Брель, учитель химии Геннадий Сушко, учитель физики Сергей Туровец и педагог-организатор Яна Горбачук. Мария Михайловна развивает творческое направление среди младших школьников, пробуется в научной деятельности. На районной конференции «Шаг в будущее» с исследовательскими работами всё чаще выступают учащиеся 2–4-х классов. Это, уверены в гимназии, даёт возможность детям развиваться, учиться коммуницировать и преподносить себя публике. Остальные педагоги работают со старшеклассниками — реализовывают серьёзные исследовательские работы и проекты. Наталья Суханова эту деятельность курирует.

В прошлом учебном году в рамках проекта гимназисты занимались изучением видового разнообразия дикорастущих травянистых растений, птиц и насекомых на территории учреждения, а также изменчивостью их разнообразия в зависимости от внешних условий; размещали кормушки для птиц и подкармливали пернатых; изучали потребление электроэнергии и воды в гимназии и дома, составляли план действий по их сбережению; изучали состав бытовых отходов в гимназии и дома и разрабатывали план действий, чтобы их минимизировать; изучали степень загрязнения атмосферного воздуха в районе гимназии; организовывали экологические акции и др. Ряд этих мероприятий успешно реализован, над другими ребята под руководством педагогов будут работать и в новом учебном году.

— Мы хотим более активно развивать экологическое направление, — продолжает Наталья Суханова. — Это интересно не только администрации, но и учителям. Они охотно ищут программы и проходят курсы повышения квалификации.

Геннадий Сушко, к примеру, в последнее время углубился в наблюдение за реками. Онлайн-курс от экспертов школы «Экоидеи» рассказывал, как научиться видеть экологические проблемы и решать их вместе. Татьяна Брель вступила в Гомельскую ассоциацию детей и молодёжи, которая занимается пропагандой экологических знаний. Осенью она вместе с единомышленниками изучала качество воды в родниках Гомельщины, в том числе и в Шерстине, а весной пригласила членов АСДЕМО (Ассоциация детей и молодёжи — прим.) в Ветку. Гимназисты приняли участие в мастер-классе по определению химического состава воды некоторых водоёмов города. С помощью экспресс-лаборатории они проверили воду на содержание в ней нитратов, нитритов, железа, марганца, фосфат-ионов.

— Знания, полученные на сторонних площадках, педагоги несут своим ученикам. И мы это поощряем, —  поясняет Наталья Суханова. — Их знания — знания наших детей.

Сергей Туровец просвещает старшеклассников в области энергосбережения. Чаще всего работы его подопечных можно увидеть на конференции учащихся «Техника и транспорт — взгляд молодёжи на прошлое, настоящее и будущее». Весной проект десятиклассника Константина Туровца стал победителем. Гимназист под руководством учителя разработал и представил автоматическую систему определения степени загрязнения охлаждающей жидкости.

— Мне проще заниматься чем-то техническим, поэтому все работы носят электро- и теплосберегающий характер. Знаний в этой области достаточно, есть что рассказать детям, — говорит о предмете  профессионального интереса Сергей Туровец. — При разработке проектов мы учитываем программу «Энергосбережение», утверждённую Советом Министров, но опираемся на собственное видение путей решения той или иной проблемы.

Автомобильная тема не в первый раз становится предметом интересов команды учителя. Ранее гимназисты занимались разработкой автоматической системы определения степени загрязнения моторного масла, а также степени износа шин. По словам Сергея Туровца, это рабочие идеи, которые получили высокую оценку экспертов.

Одной из работ, реализованных в рамках проекта «Зелёные школы» и представленных на конференции учащихся, стала презентация энергосберегающего тепличного комплекса. Инновация проекта заключалась в использовании при строительстве конструктивных элементов, которые в нашей стране пока не имеют широкого применения или вовсе не используются.

— Тяжело открыть что-то новое. Как правило, идеи подсказывает сама жизнь, когда ты пытаешься улучшить то, что доставляет в повседневной жизни какие-то неудобства, — признаётся С. Туровец. — Эта идея обсуждается на уроке, расширяется. Постепенно она захватывает мысли детей, и начинается настоящая творческая работа.

Примечательно, что фактически все гимназисты, увлечённые исследовательской работой под руководством Сергея Туровца, поступают в технические вузы. В том числе и девушки. Типичный пример — Богдана Белявская. Ещё недавно она принимала участие в экологических форумах, получала награды (исследовательская работа «Световое загрязнение и здоровье человека» на областной конференции заняла I место), а сегодня девушка — студентка II курса Белорусского государственного университета информатики и радиоэлектроники.

Всерьёз изучением вопросов экологии занималась теперь уже студентка Виктория Добровольская. Предметом её интереса в старших классах стало качество воздуха в городе Ветке. Она давала количественную оценку выбросам вредных веществ в воздух автотранспортом на определённых участках городских улиц. Помогал с исследованием Геннадий Сушко. Впоследствии работа была опубликована в сборнике научных статей учащейся молодёжи «Первый шаг в науку».

— У наших учащихся и педагогов есть большой опыт в области экологии. И есть желание этим опытом делиться не только на конференциях, но и посредством публикаций, — рассказывает Наталья Суханова. — Возможности такой реализации существенно расширились за счёт электронных сборников, где публикуются наши работы. Но мы стараемся открывать новые для себя площадки. Надеемся, что в ближайшее время в «Настаўніцкай газеце» дебютирует Геннадий Сушко.

Гимназисты — желанные гости не только в молодёжном научном сообществе. В прошлом году пятерых учащихся пригласили в профильный экологический отряд «Зелёная школа», созданный на базе оздоровительного центра «Зубрёнок». Школьники из числа лидеров экологических клубов и кружков, победителей олимпиад по биологии, занимающихся учебно-исследовательской деятельностью по экологическому направлению, углубляли свои знания в области экологии. Денис Ленский — один из тех, кто приобрёл этот бесценный опыт.

— «Зубрёнок» дал много новой информации в области экологии. Но больше всего впечатлила практика переработки пластика за рубежом. У нашей страны в этом вопросе всё впереди, — рассказал о своих впечатлениях Денис Ленский.

Защитой окружающей среды десятиклассник занимается осознанно. Он ищет причины её загрязнения, чтобы бороться именно с ними, а не с печальными последствиями для экологии. В будущем он планирует сделать эту борьбу делом всей своей жизни — стать экологом. Пока же гимназист разрабатывает проекты. В прошлом году одна из его работ, написанная под кураторством Геннадия Сушко, на областном конкурсе получила диплом I степени. Другое его исследование (руководитель Татьяна Брель) в номинации «Экология урбанизированных территорий» отмечено дипломом II степени.

— Чтобы оценить антропогенную нагрузку ландшафта Ветковского района, я изучал растения на некоторых улицах и по ним определял, насколько загрязнена окружающая среда, — рассказал Денис о своей работе и выводах, к которым пришёл: — Самый чистый воздух на улице П. Коммуны.

Новый учебный год — время продолжать заниматься исследованиями. Работа в рамках проекта «Зелёные школы» не останавливается. Впереди новые открытия и новые яркие победы в экологических конкурсах и конференциях, уверены в гимназии.

Анна КОДОЛОВА.

Comments (0)
Add Comment