Крутой вираж

Всегда с удовольствием перелистываю старые номера районки. О чём писали коллеги десятки лет назад? Что волновало район в разные годы? Чем гордились земляки? И, самое главное: не растеряли ли с годами что-то хорошее, значимое, нужное? Взгляд невольно задерживается на фотографиях летящих по воздуху мотоциклистов, входящих на вираже в поворот картингах, горящих глазах мальчишек среди сотен болельщиков… Это всё в Ветке!

Тема не могла оставить равнодушным, захотелось узнать подробнее: как это было, как дела в мотоспорте района сегодня, какие горизонты можно приблизить завтра? Чтобы найти ответы на эти вопросы, давайте проведём экскурс в мир ревущих на форсаже моторов, вдохнём выхлопы спортивных мотоциклов, проживём несколько часов с людьми, по-настоящему увлечёнными мотогонками.

К 1988-му году история Белорусского спортивно-технического общества насчитывала уже 60 лет. Секции по мотоспорту работали в Гомеле, Мозыре, Лоеве, совхозе-комбинате «Сож»… А в Ветке? В Ветке — нет. Руководство района такое положение дел не устраивало. Идея создания своей секции была вынесена на обсуждение, а вскоре райисполком принял соответствующее решение. Работа по созданию условий для организованных занятий мотоспортом разобщённых энтузиастов-любителей уверенно сдвинулась со стартовой черты.

Лидеров, способных увлечь за собой, долго искать не пришлось: на должность председателя районного комитета ДОСААФ пригласили Игоря Станиславовича Дубину. Впрочем, по отчеству вчерашнего демобилизованного солдата называли не часто ввиду молодых лет. А вот авторитет в мотоспорте у него имелся: ещё подростком Игорь самостоятельно добирался на тренировки в Гомельскую секцию по мотоспорту. Прекрасно ориентируясь в неофициальных любительских кругах мотоциклистов, Игорь Дубина представляет к назначению будущего руководителя клуба — Сергея Войлошникова. Находит время для тренерской работы и для себя.

Энтузиазм становится основным двигателем в жизни членов мотоклуба «Вираж». Техническая база создаётся путём безвозмездной передачи начальником Ветковского РОВД В.Ф. Лущаем списанных мотоциклов. Крышу над головой члены клуба обретают благодаря выделенному директором Ветковского ЖКХ М.Н. Дейкуном помещению. Но еле живенькая мототехника и голые поначалу стены гаража не смущали первых членов клуба «Вираж». Андрей Чубанов, Александр Дрибинцев, Виктор Раков, Стас Гулевич — поначалу этих ребят можно было называть скорее не гонщиками, а ремонтной бригадой под присмотром внештатного механика Сергея Соколова. Но как же здорово им было вместе, увлечённым одной любовью и объединённым одной целью — скоростью и мотоциклом.

Под флагом клуба гоняли и на картингах, созревая для гоночных мотоциклов. Кстати, первое участие ветковчан в областных соревнованиях по картингу в 1989 году (16 команд, более 100 юных спортсменов) принесло третье призовое место. Словно доказывая скептикам, что это не случайность, тренер С.В. Войлошников с командой ветковских картингистов в 1990 году поднимает над головой бронзовый кубок областного уровня.

В этом же 1990 году тренер Игорь Дубина впервые представляет кроссменов Ветки на соревнованиях, проходивших на трассе совхоза-комбината «Сож». Этот дебют не был отмечен высокими достижениями, что и не удивительно: своей настоящей кроссовой трассы для тренировок у ветковчан попросту нет. Это понимал и председатель райисполкома Василий Николаевич Воинов, который вместе со сподвижниками активизировал работу по строительству мототрассы. Курировал работы первый заместитель главы района Евгений Иванович Чеваньков. А в это время заведующий отделом культуры Михаил Петрович Савостов «пробивает» выделение клубу автотранспорта для выездов на соревнования: чем не тренировки? Непосредственное исполнение строительных работ берут на себя коллективы ПМК-51 (руководитель Д.Ф. Рыжий) и ДРСУ-185 (руководитель М.Д. Погарцев). На них же легла забота о содержании трассы. Активное участие в строительстве трассы со стороны коллектива мотоклуба приняли Александр Сугонякин, Вячеслав Корпачёв, Руслан Пикус, Вячеслав Короткий. Благодаря совместным усилиям уже в 1990-м тренировки на мототрассе приобретают постоянный и профессиональный характер.

Энергия всех участников в создании и развитии клуба технического творчества молодёжи «Вираж» не могла не принести плоды. На ежегодных соревнованиях в 1992–1997 годах городок Ветку узнала вся Беларусь, а также Украина, Прибалтика, соседние области России. Болеть «за наших» приходили сотни жителей района. Ни один праздник в городе не обходился без показательных выступлений спортсменов мотоклуба «Вираж». К концу сезона 1995 года мотоклуб «Вираж» — самая сильная команда области в рейтинге 10 лучших в республике. Стены скромного помещения с трудом вмещали десятки дипломов. Гонщики Игорь Дубина, Вячеслав Корпачёв, Александр Поляков, Евгений Бураков, чемпион области по картингу Николай Громыко… За восьмилетний отрезок времени более сотни любителей скоростной езды стали воспитанниками ветковского клуба картингистов и кроссменов. И не столько победные вершины, сколько превращение вчерашних хулиганистых пацанов и девчонок в спортсменов, объединённых в команду единомышленников, является высочайшим достижением того легендарного времени.

Продолжение следует…

Иван ГОРЕЛИКОВ.

На снимках: и в 2022-м, и в 1992-м хороший мотоцикл был предметом особой гордости.

Comments (0)
Add Comment