Недавно в Ветковском музее произошло примечательное событие. Витебский художник Олег Кирюшкин подарил учреждению 16 своих живописных полотен. Это замечательный и важный для всех нас дар, поскольку Олег Владимирович наш земляк.
Олег Кирюшкин родился в д. Беседь на родине своего отца Владимира Ивановича. Родина его матери Ольги Ивановны Фроловой — деревня Новосёлки, в которой её прадедом был посажен яблоневый сад. В этих местах среди деревянных хат, лугов, лесов, полей прошло детство будущего поэта и художника. Красоту родных мест он жадно впитывал и копил в своей душе. И ещё будучи мальчишкой пытался запечатлеть её на бумаге.
Конечно, мечтал стать профессиональным художником. И судьба благосклонно вела его к осуществлению этой цели: сначала Олег Владимирович окончил Бобруйское художественное училище, затем Московский университет искусств им. Н.К. Крупской, а в 1994 г. — Витебский педагогический институт им. П.М. Машерова, где обучался на художественно-графическом факультете.
Да, сегодня Олег Кирюшкин живёт и работает в Витебске, но душой он навсегда остался на своей малой родине. Та любовь, которая зарождалась к ней с детства, с каждым годом только крепла. И именно её он всегда старался передать в своих полотнах. Сам художник так говорит об основе всего своего творчества: «Самое важное — наполнить каждую работу энергией любви и добра». Ему необходимо передать на полотнах не просто красивый пейзаж, но наполнить его смыслом, глубоким содержанием.
Композиции многих работ он выстраивает «со взглядом сверху». Как будто из-под небес мы смотрим на землю и видим единственно важный для нас центр — свой родной пейзаж и свой дом. Олега Владимировича до сих пор волнует, не оставляет равнодушным печальная судьба ветковских деревень, исчезнувших после Чернобыльской катастрофы. Именно им посвящена монументальная по значимости работа «Набат аб вёсках, якіх няма». Огромный колокол с восьмиконечным крестом, зависший в пространстве над землёй, над облаками. Под ним — милый пейзаж с лесами, речкой, церквушкой, деревенскими домиками. От колокола во все стороны расходятся лучи, на которых написаны названия исчезнувших с лица земли деревень. Конечно, во вселенском масштабе это такая малость, такая песчинка. Но картина призывает нас ещё и ещё раз осознать, что для каждого человека его дом, его земля — это и есть вся его вселенная, весь его космос, а утрата этого — есть для него всемирная катастрофа.
Именно такое ощущение не покидает нас, когда мы видим такие работы Олега Владимировича как «Доўгачаканая сустрэча з хатай», «Была вёска». Заколоченные окна покинутых домов как закрытые глаза умершего, цветущие сады вокруг пустых мест, где когда-то стояли деревенские дома: всё это наполняет душу щемящей тоской, неизбывной печалью. В каждом подобном пейзаже чувствуется укор нам, ныне живущим.
Не чужды художнику и философские размышления по поводу вечного поиска истины, значения личности в обществе, которые он отразил в картинах «Яблык разладу», «Сход».
Олег Владимирович — разносторонняя личность. Кроме эмоциональных, экспрессивных картин он пишет стихи. На некоторые даже сочиняется композиторами музыка. А ещё, по благословению владыки Стефана, архиепископа Гомельского и Жлобинского, вместе со священником Даниловичского прихода отцом Андреем он строит в Новосёлках «дом для бога» — часовню в честь Живоначальной Троицы. Его усилиями собирались людские пожертвования, велись переговоры со всеми руководителями организаций, от которых зависело строительство, координировались действия с Гомельской епархией. Благодаря именно его усердию скоро откроются врата часовни для всех прихожан.
Много лет назад нам довелось побывать на народном празднике в агрогородке Старое Село, который назывался «Вождение сена». Была сенокосная пора. И, прежде чем начать косить, всё взрослое население деревни с косами, граблями трижды обходило свой населённый пункт с молитвами, песнями, которым сотни лет. После этого шествия мы разговорились с одним стариком и задали ему вопрос: «Скажите, а чем ваше отношение к земле отличается от нашего?». Он потрясающе ответил: «Мы на земле умели плакать, а вы этого делать не умеете». И в этом та самая великая народная мудрость, которую мы утратили. Да, наверное, мы стали более жёсткими, прагматичными, равнодушными, мы не умеем проливать духовные слёзы на землю, не умеем заговаривать её своей милостью.
По этому поводу хочется сказать, что вся творческая деятельность Олега Владимировича — его духовные слёзы, его милость, его молитвы, его песни.
Сам же художник на вопрос о том, что для него значит творческая деятельность, ответил: «Греет душу, что моя песчинка останется наследием для моих земляков. А если каждый человек внесёт свой вклад в Ветковщину, то возвысится она, станет богаче и будет духовно наполнять души наших земляков».
Светлана ЛЕОНТЬЕВА, главный хранитель Ветковского музея старообрядчества и белорусских традиций им. Ф.Г. Шклярова.